Сейчас в мировой науке существует консенсус: изменения солнечной активности влияют на климат намного слабее, чем идущие процессы глобального потепления. Причина в том, что те изменения солнечной активности, которые близки ко времени существования человеческой цивилизации, изменяют количество поступающей в климатическую систему Земли энергии на величину 0,1 процента.
Например, именно такова максимально возможная величина увеличения светимости Солнца между малым ледниковым периодом XIV-XVII веков и нашими днями. Следовательно, с последнего «малого ледникового периода» Земля стала получать на 1,361 ватта на квадратный метр больше, чем раньше.
А вот рост парникового эффекта из-за выбросов углекислого газа за то же время выглядит намного серьезнее. Земная поверхность переизлучает в космос в среднем 398 ватт (ИК-излучение). Из них планету покидает 239 ватт, остальное поглощается за счет почти исключительно парниковых газов. То есть парниковый эффект сегодня удерживает в атмосфере нашей планеты в среднем 159 ватт на квадратный метр.
При этом главного регулирующего парникового газа — СО2 — за последние 250 лет в атмосфере стало больше на 48% (с 280 до 415 частей на миллион). За счет этого дополнительный подогрев Земли от антропогенного парникового эффекта измеряется многими ваттами — как минимум в десятки раз больше, чем подогрев от роста солнечной активности.
Из этого ясно: даже если бы «малый ледниковый период» повторился завтра, ничего ледникового в нем уже не было бы. Весь эффект от падения солнечного излучения на 0,1% легко перекрыло бы влияние углекислого газа антропогенного происхождения.
К сожалению, вышесказанное не означает, что современная цивилизация в целом и Россия в частности не столкнется с резкими климатическими изменениями до 2030 года. Напротив, это весьма вероятно. Только изменения эти будут совсем не «ледниковыми», но от этого не менее масштабными.
На протяжении 2020-х должен случиться как минимум один год Эль-Ниньо, когда среднегодовая температура на планете растет. Поскольку за 1970-2020 годы она уже и так выросла на 0,98 градуса, Эль-Ниньо перешагнет через очень важный барьер в плюс 1,0 градуса от доиндустриальных значений. Последний раз такая средняя температура была пять-девять тысяч лет назад, во время голоценового климатического оптимума.
По расчетам советского и российского ученого Михаила Будыко и его коллег, преодоление отметки потепления в плюс 1,0 градуса означает переключение климата в принципиально новый устойчивый режим. В нем Сахара и Прикаспийская низменность начнут получать намного больше осадков, чем сейчас, причем каждый год — так, как это и было пять-девять тысяч лет назад. В таких условиях Каспий может начать подняться на величину в 0,1-0,2 метра в год, сильно подтопляя крупные прибрежные города России — например, Махачкалу и Дербент. В Африке зоны вокруг многих крупных озер (Чад и не только) тоже начнет быстро заливать водой.
При устойчиво теплом климате площадь озера Чад может достигать сотен тысяч и даже миллиона квадратных километров, а сегодня она даже двух тысяч квадратных километров не достигает. Площадь Каспия в таком же режиме может быть вдвое больше современной, приближаясь к миллиону квадратных километров. Цивилизация в целом и Россия в частности пока никак не готовы к таким событиям — в основном потому, что вообще их не ожидают.