Доклад Росгидромета о климатической ситуации в России в 2023 году на словах говорит об опасности «рисков засухи» в результате глобального потепления. Однако цифры, которые он предоставляет, говорят об обратном процессе, продолжающем набирать обороты. Несмотря на это, авторы отчета никак не призывают готовиться к серьезному росту осадков, который констатировали уже сейчас и ожидается более серьезным в будущем.
Вышел официальный Доклад об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2023 год — ежегодная публикация Росгидромета, госорганизации, занимающейся мониторингом погодных условий в нашей стране.
В вводной части утверждается: «Повышение температуры [из-за глобального потепления] приведет к дефициту водных ресурсов особенно в областях, где эти ресурсы исходно ограничены. Рост числа и интенсивности волн жары значительно увеличит риск засухи. Крупномасштабные летние волны жары можно считать наиболее значительной климатически обусловленной угрозой экономике России. В качестве яркой иллюстрации возможных потерь от таких явлений можно привести введенный после засухи 2010 года мораторий на экспорт зерна из Российской Федерации. <…> В Третьем оценочном докладе Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации отмечено, что в последние годы основной причиной смертности от погодно-климатических экстремумов стали именно волны тепла».
После вводной части идут конкретные цифры как по климатической картине 2023 года, так и по многолетним трендам в российском климате. И они достаточно серьезно противоречат вводной части.
Например, в 2023-м средняя температура в России была на 0,99 градуса выше средней для 1991-2020 годов (так 2023-й стал третьим самым жарким годом в стране после 2020-го и 1936-го). Количество осадков при этом было на 6% выше нормы.
Авторы доклада отметили: многолетние тенденции совпадают с теми, что показал 2023 год. Так, средние температуры в России растут на +0,50 градуса в 10 лет, а количество осадков — на 1,9% Причем весной, в период, наиболее важный для сельского хозяйства, этот рост особенно силен — на 5,2% за каждые десять лет. Снижение осадков происходит только для отдельных регионов и только в летний период (то есть в то время, когда они уже умеренно влияют на урожайность).
В самом докладе отмечается (страница 53), что для основных зернопроизводящих регионов России климатически обусловленная урожайность в 2023 году была на десятки процентов выше нормы.
Ситуация по смертности от погодно-климатических экстремумов тоже не вполне однозначна: в холодные периоды в России смертность каждый год на несколько процентов выше, чем в теплые. Из этого ясно, что, как и во всем мире, ключевые причины смертности от погоды у нас — холод. На Земле в целом от него умирают несколько миллионов человек в год, в то время как от жары — только несколько сот тысяч человек ежегодно. И даже в таком месте, как Африка, число погибших от холода — 1,18 миллиона ежегодно, а от жары — лишь 25 тысяч в год.
Вероятная причина того, что авторы нового доклада, как и Росгидомет в целом, оценивают ситуацию противоположным образом в том, что у ведомства, как и российских госорганизаций, нет никаких официальных оценок числа людей, гибнущих от холода в России зимой. Это отличает нашу ситуацию от других стран вроде Великобритании, где подобные оценки есть (60,5 тысячи умирающих от холода ежегодно).
Как ранее сообщалось, глобальное потепление приведет к росту осадков в России, впервые предсказал еще Михаил Будыко — тот же ученый, что в 1971 году впервые заявил о неизбежности глобального потепления на Земле.
Будыко считал, что за счет этого процесса ныне сухие зоны России станут более увлажненными. В 1980-х группа ученых по его заданию попробовала рассчитать будущие колебания уровня Каспия, зависящего от количества осадков на российском юге. Они пришли к выводу, что в XXI веке, после периода некоторого отступления моря, оно вновь начнет подниматься, причем на метры. В такой ситуации густонаселенные южные регионы страны окажутся под угрозой серьезных затоплений.