Рейтинг «РАЭКС-Аналитики» отражает конкурентоспособность выпускников учебных заведений: сколько человек и на каком основании поступило в лучшие российские вузы. И школы в городах присутствия «Росатома» все громче заявляют о себе: в прошлом году в списке их было семь, теперь уже 12. Об особенностях образовательной среды «СР» рассказали руководители школ, учителя и дети.
Обнинский лицей «Физико-техническая школа» занял в рейтинге 67‑е место. Учиться там мечтают многие, но нужна хорошая подготовка. «Начальной школы у нас нет, — объясняет директор лицея, учитель физики с 30‑летним стажем Елена Сенина. — В пятый класс набираем самых сильных детей из других школ: смотрим на средний балл по основным предметам, особенно по математике, на участие в олимпиадах. Ежегодно формируется два класса. В естественно-научном профильные предметы — математика, физика, химия и биология. В технологическом — упор на математику, физику и информатику. В прошлом году впервые собрали социально-экономическую группу, она неплохо себя показала».
Уже с восьмого класса у лицеистов зимняя и летняя сессии, как у студентов. Кто не сдал, может и вылететь.
У школы тесные связи с несколькими крупными вузами. В прошлом году дети ездили на практические занятия по химии в Российский химико-технологический университет им. Менделеева. Совместно с университетом «Иннополис» проводились занятия по олимпиадному программированию.
Олимпиады, считает Елена Сенина, — лучший мозговой тренажер.
«Мы ориентируем на них лицеистов, — говорит она. — Впрочем, уговаривать не приходится. Спортивный азарт — в духе нашего лицея, он есть и у учителей, и у школьников. При лицее действуют олимпиадные школы по физике, математике, химии и информатике. Учеников бесплатно готовят к интеллектуальным соревнованиям — не только к Всероссийской олимпиаде школьников, но и к вузовским. Наши ученики добиваются успеха. В этом году наша гордость — Игорь Сердюков и Константин Кривоколиско. Игорь стал абсолютным победителем олимпиады школьников «Высокие технологии и материалы будущего», Костя получил диплом II степени».
Физико-математический лицей Глазова — на 77‑й строчке рейтинга. Подход к учебному процессу там формировали годами, говорит директор Денис Кельдышев. «В начальную школу набираем без экзаменов — это дети, прописанные в нашем районе. А вот в пятый класс уже просто так не попасть: нужно сдать вступительный письменный экзамен по основным предметам. Зато к нам могут прийти ребята из других школ. Семи- и девятиклассники сдают устный переводной экзамен по геометрии. Это хорошая практика, структурирует знания. С этого года восьмиклассники начнут сдавать переводной экзамен по физике», — рассказывает директор.
Ученики лицея в Глазове тоже постоянные участники олимпиад разного уровня: с четвертого класса — школьных, в старших классах — олимпиад «Росатома», многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда», международной олимпиады Уральского федерального университета для школьников «Изумруд», Всероссийской олимпиады школьников. Лицей не раз становился площадкой финального этапа олимпиады МИФИ.
Готовят там и к будущей научной деятельности. В сотрудничестве с Кировским физико-математическим лицеем в этом году выпустили второй совместный сборник научных статей «Творческие поиски лицеистов в мирах физики и математики».
Денис Кельдышев убежден, что педагогический коллектив — движущая сила лицея: «У нас очень сильные преподаватели математики. В этом году два наших ученика написали ЕГЭ по этому предмету на 100 баллов. Это братья-близнецы Григорий и Никита Завьяловы. Они единственные в Удмуртии выпускники с таким результатом».
Суперзвезда глазовского лицея — Юрий Иванов. Ученый, кандидат наук, бывал в Европейской организации по ядерным исследованиям, ЦЕРНе, и своими глазами видел Большой адронный коллайдер. Его курс экспериментальной физики 10‑классники слушают открыв рот.
Принцип Юрия Иванова — не относиться к ученикам как к детям.
«В старших классах курс физики строится как в вузе: лекции, практикум и экспериментальная физика, — рассказывает он. — Школьники учатся планировать и ставить эксперименты, анализировать данные, рассчитывать погрешности, проводить простейшие физические исследования. Они умеют работать с научными текстами, обращаться с приборами. Это помогает потом в инженерных вузах».
В седьмом классе ввели техническое конструирование. Дети конструируют и изобретают: собирают из подручных средств модели физических устройств и простые приборы. В 10‑м классе есть предмет «индивидуальный проект» — лицеисты выполняют исследования по тематикам своих будущих профессий.
Северский физико-математический лицей занимает 183‑ю строку рейтинга. По результатам ЕГЭ по математике, русскому языку, истории, информатике, обществознанию и биологии — на первом месте в городе, лидер по количеству победителей городских и областных олимпиад.
Ученик 10‑го «А» Григорий Однорал перевелся в лицей восемь лет назад. Учебник математики читал, как приключенческий роман, и родители решили создать сыну все условия для развития. Лицей подошел идеально.
«Девятый класс я окончил на отлично, хочу побороться за золотую медаль, — рассказывает Григорий. — С седьмого класса участвую во Всероссийской олимпиаде школьников, в прошлом году по английскому языку и праву дошел до регионального уровня. Летом для международного экологического симпозиума школьников Японии, Китая, Кореи и Монголии делал доклад об экологическом состоянии Томской области».
До девятого класса Григорий учился по обычной программе, а в 10‑м надо было выбрать социально-экономический или технологический профиль. «Я выбрал технологический, теперь у меня четыре часа алгебры, три — геометрии, один — теории вероятности и четыре часа информатики в неделю, — говорит Григорий. — Думаю, что ЕГЭ я сдам на одной школьной базе, без репетиторов. Хочу поступить в Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники на кибербезопасность. У нас многие выбирают столичные вузы, а я не хочу уезжать далеко от родителей».
Учитель физики и астрономии Олеся Панова в числе любимых педагогов Григория. Ее стаж всего три года, пришла работать в лицей сразу после Томского государственного педуниверситета. В свои 27 лет Олеся Панова имеет высшую педагогическую категорию, получила досрочно за успехи своих учеников.
«У нас физику изучают с пятого класса, а не с седьмого, как в большинстве школ, — рассказывает Олеся Панова. — Предмет сложный, но интересный. Как увлечь им ребенка? У меня есть секрет: проводить много лабораторных, дать возможность поработать с оборудованием и для закрепления материала ненадолго включить хороший образовательный мультик. И все — ребенок счастлив».
Северский физико-математический лицей, где при поддержке ТВЭЛ реализуется проект «Школьный технопарк». Фото 2018 года: визит президента ТВЭЛ Натальи Никипеловой, тогдашнего губернатора Томской области Сергея Жвачкина и главы «Росатома» Алексея Лихачева
В 2021 году Северский физико-математический лицей победил в конкурсе Томского политехнического университета (ТПУ) и стал его опорной школой. «Старшеклассники занимаются в ТПУ физикой и астрономией — подключаются онлайн либо ездят в Томск, это близко, — рассказывает Олеся Панова. — Для них проводят курс лабораторных, помогающих понять сложные темы, разбирают задания ЕГЭ. Все это абсолютно бесплатно».
Григорий ценит образовательные возможности своего лицея, но считает, что рейтинг должен складываться не только из успеваемости учеников и профессионализма учителей. Это более широкое понятие. «У нас в классе не было ни одного случая буллинга, мы дружные, а если кто-то кому-то несимпатичен, принято вести себя нейтрально, — говорит он. — Острые конфликты — редкость. Я люблю наш лицей. Он маленький — всего 400 человек, здесь тихое, удобное пространство, но все есть. Два спортзала, технопарк для робототехники и программирования, цеха для занятий трудом и домоводством. Я, как постоянный участник олимпиад, бывал в разных школах, и у меня появился свой маркер, хорошая школа или нет. Он немного странный, но всегда работает. Если в туалете не закрываются двери, плохо пахнет и нет бумаги и мыла, школа плохая. И наоборот. Качество санузлов показывает, как администрация относится к детям, и то, как дети относятся к своей школе».
Гимназия Новоуральска — на 195‑м месте в списке лучших школ. Перечень достижений занимает целую страницу на сайте: победы в профессиональных конкурсах, лидерство во всевозможных образовательных рейтингах, в продвижении современных технологий — чего здесь только нет.
«Мы и сами отслеживаем качество образования, которое даем, — отмечает заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель физики Алла Ваганова. — Тестируем детей, когда они приходят в гимназию, и потом смотрим на динамику достижений. Создаем условия, чтобы ученики проявили себя в олимпиадах, конкурсах, исследовательских работах».
У гимназии нет задачи готовить одних физиков. Технические вузы выбирает только половина ее выпускников, они поступают в опорные вузы «Росатома» в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Екатеринбурге. 11‑классник Тимофей Черезов планирует подать документы в несколько столичных университетов. Уверен, что у него есть все шансы стать студентом-очником на бюджетной основе.
«Я рад, что в школе изучаю физику, информатику, математику не только на теоретическом уровне, но и на практике, — говорит Тимофей. — У нас есть оборудование для всевозможных лабораторных работ и исследований. Но главное — прекрасные педагоги. Мой любимый учитель — математик Эдуард Алексеевич Петросян. Он в этом году вошел в тройку лучших учителей Свердловской области по результатам ЕГЭ. Во многом благодаря ему я в девятом классе стал призером региональной олимпиады по математике. Теперь к ЕГЭ готовимся вместе. Эдуард Алексеевич прекрасно объясняет материал, классно шутит и вообще очень харизматичный. На его уроках никто не отвлекается».
В 2015 году новоуральская гимназия вошла в проект «Школа «Росатома», победила в конкурсе и получила грант от Новоуральска и «Росатома» на обустройство современного и удобного открытого образовательного пространства. «Это большое помещение, оборудованное ноутбуками, компьютерами, проекторами, экранами, виртуальными лабораториями и трансформирующейся мебелью, — поясняет Алла Ваганова. — Пространство можно реорганизовать и в зал для конференции, и в лабораторию — под любое событие. Ребята любят здесь изобретать, конструировать, проектировать, просто проводить время. Также «Школа «Росатома» подарила нам важный инструмент — учебу старшеклассников по индивидуальному учебному плану».
«Индивидуальный план — это свобода выбора и большая ответственность одновременно, — продолжает мысль коллеги учитель истории и обществознания Ольга Шевелина. — Ребенок выбирает предметы, а педагоги курируют процесс и помогают найти разные образовательные активности. У нас налажено сетевое взаимодействие с учреждениями «Школы «Росатома» по всей стране. Мы по очереди организовываем конкурсы, поездки, проекты. Один из моих любимых примеров — сетевая атомная школа, в которой мы участвовали несколько лет назад. Она была связана с освоением Арктики. Наша ученица Лида Дорофеева ярко себя проявила и попала в другой проект — «Ледокол знаний», совершила путешествие на атомоходе на Северный полюс и получила знания, выходящие далеко за пределы школьной программы».