Робот-флиппер Вебер (Weber), созданный сотрудниками Центрального научно-исследовательского института технологии машиностроения («ЦНИИТМАШ»), стал одним из шести победителей первого отборочного тура, который прошел в «Крокус Экспо» в Красногорске 16 сентября. В этом году на зрелищный чемпионат съехались 24 команды. Робототехники из России, Турции, Индии и Казахстана вступили в гонку за призовой фонд в 6 млн рублей.
Вышедшая в полуфинал команда «Росатома» называется «Большой брат» — в честь первого робота, которого сотрудники «ЦНИИТМАШа» собрали еще в 2015 году и с которым влились в движение по спортивным боям роботов. Вебер на сегодня — их самый сильный боец: принадлежит к классу «флиппер» (опрокидыватель) и весит 110 кг.
В первой серии игр «Большой брат» встретился с «Мифическими гонщиками», командой из Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», опорного вуза «Росатома». Своего первого робота Нейтрино мифисты начали создавать только в марте — едва успели к чемпионату, и закаленный в боях Вебер, конечно, не оставил сопернику никаких шансов. Впрочем, ни злорадства, ни обид не было. «Мы из одной организации, так что победил «Росатом», — мудро оценил итоги поединка капитан «Большого брата», начальник участка лаборатории аддитивных технологий «ЦНИИТМАШа» Андрей Такташов.
Во второй серии Веберу удалось одолеть и более опытного соперника — Хозяина полей, робота в виде комбайна, выставленного командой «Тимирязевцы» из Российского государственного аграрного университета. Бой напоминал игру в кошки-мышки, где Вебер взял на себя роль хищника. Как бы быстро мелкий и юркий Хозяин полей ни убегал, Вебер его нагонял и опрокидывал.
Принял участие в первом отборочном туре и еще один боец «Большого брата» — Вульж, робот-топор весом 90 кг. Его выставили против иностранных соперников, для чего команде «Росатома» пришлось разделиться — Вульж номинально сражался от Weber Robotics. Но, увы, неповоротливый Вульж не смог попасть своим носом-топором по верткому роботу-спиннеру, который привезла команда Panthers из Индии, и выбыл из игры. Травмы получил не сильные и до следующего чемпионата доживет, говорят атомщики, но его придется серьезно усовершенствовать.
Сегодня в команде «Росатома» восемь человек, «Большой брат» не раз менял состав.
«Искали тех, кто близок нам по духу: увлекается процессом, а не сбегает с работы в шесть вечера», — рассказывает Андрей Такташов.
Так в коллектив попал и Михаил Газиев, ответственный за «железо». «Я узнал, что коллеги по институту собирают боевых роботов и как-то под вечер зашел посмотреть, что они делают. Тогда и познакомился с Андреем, а заодно увидел, как он варит металл. Меня это взбесило, он все делал не так! Я ведь сварщик по профессии, предложил помочь. Посмотрели с опаской, но помочь позволили», — рассказывает Михаил Газиев. С тех пор он отвечает за все сварочные и токарные работы. На сборку одного робота у мастера-сварщика из «ЦНИИТМАШа» уходит минимум полгода.
Анастасия Стречалина, до недавнего времени работавшая конструктором в «ЦНИИТМАШе», присоединилась к «Большому брату» в 2018-м. Девушка отвечает за создание 3D-моделей будущих воинов — большую часть деталей печатают на принтерах. «Нужно так скомпоновать конструкцию, чтобы было удобно менять оружие и механизмы, все должно легко собираться и разбираться, — объясняет Анастасия Стречалина. — Работа сложная, но интересная. Внешне роботы не сильно меняются, но возьмем нашего Вебера, это уже третья его модель. После каждого боя, даже тренировочного, мы видим какие-то недостатки. Все время совершенствуем его, придумываем что-то новое. Плюс робот должен быть еще и красивым».
Михаил Газиев тоже немало работает над тем, чтобы боевые машины выглядели стильно: «Как ни крути, даже робота встречают по одежке».
Идеи команды «ЦНИИТМАШа» нередко заимствуют соперники. «Вебер — это робот-опрокидыватель, который, как ясно из названия, задействует специальный механизм, чтобы подкидывать и переворачивать противника, тем самым выводя его из боя. Бывает, что подъемный механизм флиппера не выдерживает нагрузки: гнется, его приходится выправлять, — рассказывает Михаил Газиев. — Мы первыми стали использовать листовую сталь, тем самым найдя баланс между весом и прочностью. После этого и другие команды взяли эту новацию на заметку».
Впрочем, к заимствованию идей и «Большой брат», и другие команды относятся спокойно: только рады показать и объяснить коллегам свои инженерные изобретения. Такой дружелюбной атмосферы, как в ремонтном блоке «Битвы роботов», не увидишь ни в одном другом закулисье спортивного чемпионата. Все знают друг друга не первый год, новичков поддерживают, в случае поломок помогают. Например, у робота турецкой команды за день до чемпионата сгорели контроллеры — «Большой брат» тут же отдал соперникам свои, запасные.
Кстати, создать боевого робота — удовольствие недешевое, одни только детали стоят около 2 млн рублей, не считая затраченных времени и сил на сборку и усовершенствование, говорят в «Большом брате». Так что 6 млн призовых команде «Росатома» точно не помешают — теперь она поборется за победу в полуфинале, который пройдет в ноябре.
Как заявила Екатерина Солнцева, директор по цифровизации «Росатома»:
— В этом году «Росатом» стал технологическим партнером команд «Большой брат» и Weber Robotics. Мы включились в «Битву роботов», чтобы расширить взаимодействие госкорпорации с сообществом талантливых робототехников — инициативных и энергичных молодых людей, неравнодушных к развитию технологий. Проект позволит привлечь внимание талантливых специалистов с уникальными компетенциями к решению задач промышленной цифровизации как в госкорпорации, так и на предприятиях других отраслей промышленности. Задача нового этапа «Битвы» для промышленников —включиться в поддержку команд и создать в рамках чемпионата новые форматы, которые покажут возможности применения роботов на производстве.