На конференции, организованной компанией Core Power, говорилось о том, что для декарбонизации судоходной отрасли потребуются ядерных технологии – как в виде судов с "атомными двигателями", так и в виде использования атомной энергии для производства альтернативных видов топлива. Однако, как отметили докладчики, прежде чем это произойдет, необходимо решить вопросы регулирования.
Ежегодно судоходная отрасль потребляет около 350 млн. тонн ископаемого топлива, на ее долю приходится около 3% общемировых выбросов углекислого газа. Организация Объединенных Наций поставила перед отраслью задачу достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году, о чем было рассказано на мероприятии под названием "Новая атомная энергетика для судоходной отрасли", проходившем в рамках "Лондонской международной недели судоходства 2023".
"У ископаемого топлива все еще есть будущее, поддерживаемое CCS (улавливание и хранение углерода) и низкими скоростями", - сказал Мартин Стопфорд, исполнительный директор компании MarEcon Ltd.
Однако, по его словам, высокая стоимость энергии сделает капиталоемкие инвестиции, такие как ядерные реакторы, гораздо более привлекательными.
При обсуждении около пяти лет назад вопроса о декарбонизации судоходной отрасли идея использования атомной энергии была почти сразу отвергнута по обычным причинам: это политически неприемлемо, это высокий риск и это слишком дорого.
"Эта идея даже не обсуждалась", - говорит Майкл Паркер, председатель совета директоров Citigroup по глобальному судоходству, логистике и морским перевозкам, - "Я думаю, что этот баланс в значительной степени изменился, поскольку люди действительно осознали... что "зеленое" топливо - это менее эффективная версия ископаемого топлива. Они экономически менее привлекательны".
"Я думаю, что отправной точкой для нас является то, что для того, чтобы новая атомная энергетика действительно обрела ренессанс, реальное влияние и полный потенциал, нам необходимо двигаться в сторону малых ядерных реакторов... Мы видим огромный потенциал для морской атомной энергетики в виде плавучих производственных площадок", - сказал Крис Хартнолл, генеральный директор и директор инвестиционной группы HICO.
Плавучие атомные электростанции считаются перспективными, поскольку они обеспечивают гибкие возможности размещения в море, откуда они могут производить электроэнергию, водород или опреснять воду для использования на суше.
Директор по развитию нормативной базы компании Core Power Скотт Эдвардс считает, что для того, чтобы новые атомные суда стали реальностью, необходим четкий, последовательный и предсказуемый набор правил и норм.
"Правила и нормативы - это один из потенциальных барьеров на пути к будущему, но на самом деле правила и нормативы обычно догоняют новые разработки и инновации", - сказал председатель правления и генеральный директор Core Power Микал Бё (Mikal Bøe). - "И в атомной энергетике все точно так же".
Он отметил, что действующие правила Международной морской организации (IMO) по безопасности на атомном флоте были разработаны в 1970-х годах и касаются, прежде всего, морских судов с ядерным двигателем.
"Это единственный признанный на международном уровне кодекс безопасности для морских ядерных судов", - сказал Бё.
"Новая ядерная программа для морского транспорта требует агностицизма в отношении типа технологий, которые мы можем использовать, поскольку мы обнаружили, что технологии, которые конкретно упоминаются в правилах IMO и регулируются с точки зрения безопасности, на самом деле не подлежат страхованию", - сказал он. "А если она не может быть застрахована, то это является препятствием, поскольку мы не можем ввозить ее в порты".
Бё отметил, что сравнение плавучих атомных электростанций и судов с ядерными двигателями показало, что с точки зрения безопасности они совпадают почти на 95%. Он предложил обновить правила IMO таким образом, чтобы создать прочную связь между ядерной безопасностью и безопасностью и безопасностью на море. По его словам, это основа, на которой можно создать прототип и продемонстрировать его уже в 2030-х годах.
"В перспективе мы могли бы создать плавучие атомные электростанции двойного назначения... Атомное судно, выходящее на водный путь с ядерной технологией, соответствующей морским условиям, которая благодаря новым правилам IMO стала разрешенной, поскольку она не зависит от других технологий, кроме морских реакторов. Теперь оно подлежит страхованию", - добавил он.
Кэти Уэр (Katy Ware), директор по безопасности и стандартам на море Агентства морской и береговой охраны Великобритании и постоянный представитель Великобритании в IMO, заявила, что, по ее мнению, проблемы с созданием необходимых правил безопасности не являются непреодолимыми и могут быть решены. По ее словам, преимущество ядерной энергетики, в отличие от альтернативных видов топлива, заключается в том, что это регулируемая отрасль, существует проверенная законодательная структура для ввода в эксплуатацию атомных электростанций, поэтому это можно сделать.
В ноябре 2020 года многонациональная команда, в которую вошли компании Core Power, Southern Company, TerraPower и Orano USA, подала заявку на участие в конкурсе по снижению рисков с долевым участием в рамках программы Министерства энергетики США Advanced Reactor Demonstration Programme на создание экспериментального образца среднемасштабного морского реактора коммерческого класса на основе технологии реакторов на расплавленных солях.
"Мы считаем, что примерно в 2032-2035 годах мы сможем продемонстрировать первый судовой жидкосолевой реактор", - сказал Бё.