ПО «Маяк» опережает плановые показатели 2023 года по выводу из эксплуатации объектов ядерного наследия. Для решения сложнейших задач предприятие приобрело новейшее оборудование – робототехнические комплексы для тяжелой работы в экстремальных условиях. А для расширения сети технологических дорог началось производство щебня на Метлинском карьере и приобретена дорожная техника.
На радиохимическом заводе на демонтаже здания первой котельной трудится самый мощный в мире демонтажный робот. Он оснащен тяжелым гидравлическим молотом, дизельным приводом, высокоточным вращающимся манипулятором и надежной системой SmartPower, позволяющей робототехническому комплексу безотказно работать в высоких радиационных полях на протяжении длительного времени. Сложным оборудованием управляет дистанционно один специалист.
– Предусмотрен механизм быстрой смены навесного оборудования, чтобы выполнять работы наиболее подходящим инструментом, – отметил Максим Моторин, оператор робототехнического комплекса службы экологии. – Робот является удачным вариантом на тех объектах, где возможности доступа и точность манипуляций более важны, чем мощность. Непрерывное вращение манипулятора на 360 градусов и плавные движения обеспечивают максимальную точность манипуляций. У робота прочная конструкция, он удобен в техническом обслуживании, может разрушать бетонные сооружения, резать металл точно по размеру и грузить его в самосвал. Комплекс может управляться с помощью мониторов и джойстиков дистанционно на расстоянии до километра.
Опережающими темпами идет и восстановление технологической дороги от поселка Новогорный до санитарно-защитной зоны «Маяка». В конце 80-х она была проложена для доставки груза и персонала на строящуюся тогда Южно-Уральскую АЭС. В рамках Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» для реабилитации территорий в санитарно-защитной зоне «Маяка» технологическая трасса протяженностью 8,8 км будет полностью реконструирована. Короткое «плечо» позволит также быстрее доставлять грузы с железнодорожной станции Новогорного.
– Робототехнические комплексы значительно упрощают тяжелую работу и способствуют снижению дозовых нагрузок на персонал. На котельной снесены строительные конструкции, идет демонтаж и фрагментация оборудования, – прокомментировал Павел Андронников, заместитель главного инженера ПО «Маяк» – начальник службы экологии. – Реконструкцию технологической дороги предприятие полностью выполняет своими силами. Для этого у нас есть вся необходимая дорожная техника – от самосвалов до катков. И щебень после пуска дробильно-сортировочного комплекса на Метлинском карьере, который принадлежит «Маяку», тоже свой. До конца ноября мы должны завершить реконструкцию дороги и сдать ее заказчику работ – Госкорпорации «Росатом».
В рамках Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» на «Маяке» ликвидировано 12 ядерно и радиационно опасных объектов. До 2035 года на предприятии планируется вывести из эксплуатации еще 35 зданий и сооружений ядерного наследия.