Завершился цикл экспертных поездок Методического центра НИЯУ МИФИ «Передовые инженерные школы» (ПИШ). С апреля по октябрь специалисты методического центра посетили 30 школ – участниц федерального проекта ПИШ.
В визитах принимали участие сотрудники Методического центра ПИШ: Георгий Тихомиров, Роман Вовчук, Сергей Рыжов и Павел Стручалин.
График поездок был построен по географическому признаку: основная работа началась с самой дальней точки – ПИШ ДВФУ и завершилась в Москве посещением МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Методический центр заранее направлял вопросы в ПИШ, проводил переговоры с обсуждением целей, задач и планируемых результатов поездок. Главной задачей визитов было выявление уникальных механизмов развития инженерного образования в ПИШ, форматов взаимодействия с партнерами, а также определение точек роста для участников проекта.
Поездки включали в себя: общение с коллективом ПИШ и представителями индустриальных партнеров, посещение инновационных лабораторий и центров ПИШ, осмотр современных образовательных пространств.
Руководитель Методического центра НИЯУ МИФИ «Передовые инженерные школы» Георгий Тихомиров отметил, что одной из задач экспертных поездок был прямой контакт представителей передовых инженерных школ и экспертов методического центра, выстраивание диалога об однозначном понимании целей, задач и планируемых результатов федерального проекта.
В каждой поездке изучались материалы передовой инженерной школы, определялись лучшие образовательные практики. Эксперты старались дать методические рекомендации, максимально ответить на вопросы, возникающие в процессе работы школ.
«Мы объехали все передовые инженерные школы, и эти встречи с руководством университетов, сотрудниками, представителями индустриальных партнеров показали свою эффективность. Мы действительно уточнили понятия, сняли какие-то недопонимания, противоречия. Нас интересовало, прежде всего, что нового будет апробироваться, внедряться, как это может в перспективе повлиять на качество выпускника, как индустриальный партнер видит свое участие в передовой инженерной школе. В результате поездок мы отобрали кандидатов в лучшие практики и планируем до конца года описать их и выпустить каталог», – рассказал Георгий Тихомиров.
Еще одно направление экспертных поездок – осмотр специальных образовательных пространств (СОПов). Каждая передовая инженерная школа должна развернуть такие пространства и внедрить их в учебный процесс. СОПы должны быть оснащены новым оборудованием, специализированным программным обеспечением и использоваться в учебной и исследовательской деятельности ПИШ.
«Некоторые ПИШ создают такие пространства с нуля: новое помещение, новые компьютеры, новые лазерные принтеры, другое современное оборудование, специализированное программное обеспечение. Здесь сразу же просматриваются приглашения на стажировки студентов других вузов, курсы ДПО. Другие университеты пошли по пути апгрейда уже существующего пространства с расширением его возможностей за счет приобретения нового оборудования или новых приборов. Это, я считаю, тоже хороший тренд», – объяснил Георгий Тихомиров.
По оценкам экспертов Методического центра, в рамках работы передовых инженерных школ ярко реализуется современная тенденция на участие индустриальных партнеров в разработке и реализации образовательных программ и в оснащении специальных образовательных пространств, включая пространства на базе предприятий для прохождения студенческих практик и стажировок. Современная подготовка специалиста включает не столько лекционно-семинарскую форму, сколько практические занятия, начиная от учебных индивидуальных и групповых проектов, заканчивая участием в серьезном, большом проекте индустриального партнера.
«То, что было выстроено в Советском Союзе, а потом начало распадаться, сейчас мы пересобираем на новом уровне. При этом необходимо учитывать изменения, произошедшие в технологиях и обществе. Это и информационные технологии, которых не было в советское время в современном объеме, включая интернет и мощь современных компьютеров. Это и расширение международного сотрудничества, и подготовленность студентов к инженерному труду. Если сравнивать советского студента и студента современного, то, конечно, палитра личностей и социального опыта современных студентов гораздо более широкая, а это требует более внимательного изучения индивидуальных особенностей. Только учитывая индивидуальные особенности возможно раскрыть потенциал каждого студента и сформировать для него подходящую карьерную траекторию», - поделился Георгий Тихомиров.
По мнению руководителя Методического центра НИЯУ МИФИ «Передовые инженерные школы», очень многое в этой работе зависит от индустриальных партнеров, так как не всегда их инженерные рабочие места конкурентноспобны на современном рынке труда. Очень важно их осовременить, включая социальные пакеты и информационные технологии, чтобы молодой человек, готовый к инженерному труду получал за этот труд достойное вознаграждение, имел возможности саморазвития, коллективного досуга, участия в проектах и мероприятиях.
«Общение с индустриальными партнерами показало, что они понимают необходимость по-новому работать с кадрами, сложность современного мира и важность взаимодействия с университетами. Если ты хочешь подготовить себе перспективный кадровый резерв, надо в этом участвовать. И участвовать не только на уровне студенчества, но и на уровне молодых специалистов, на уровне подготовки настоящего кадрового резерва, инженерного спецназа», – пояснил Георгий Тихомиров.