Генеральный директор международной организации ИТЭР Пьетро Барабаски (Pietro Barabaschi), выступая на международной конференции по синтезу, организованной МАГАТЭ, достаточно откровенно рассказал о проблемах, с которыми сталкивается проект по строительству демонстрационного термоядерного реактора.
Он сообщил, что новый график реализации проекта по строительству реактора ITER будет представлен на утверждение в середине 2024 года.
Пандемия и появление проблем со сварными швами в тепловых экранах, а также появление вызванных коррозией трещин в трубках теплового экрана привели к задержкам с выполнением работ.
Согласно текущему графику первая плазма на ITER должна быть получена в 2025 году. По мнению Барабаски, нереальность этого срока была понятна даже три года назад.
Он считает. что в международной организации ИТЭР произошла "смена культуры", что выражается в прекращении практики замалчивания проблем.
В целом, уверен Барабаски, "мы на правильном пути... мы будем идти вперёд, и у нас всё получится".
За последний год на сооружении реактора ITER был достигнут значительный прогресс. Например, завершён монтаж системы электроснабжения и в основном установлено оборудование системы импульсного электропитания. По строительным работам готовность составляет 80%.
Изготовлены все 19 катушек тороидального поля, из них 17 доставлены на площадку, а две оставшиеся находятся на стадии транспортировки.
Из шести катушек полоидального поля установлены две. Ещё одна хранится на площадке. Изготовление последней катушки должно завершиться до конца года.
Принята в эксплуатацию система охлаждающей воды. Завершён монтаж оборудования системы криостата, начата пусконаладка.
В то же время возникли проблемы с первыми в своём роде компонентами, такими как секторы вакуумной камеры.
Первый из них был установлен в шахту реактора в мае 2022 года, но позже его пришлось демонтировать из-за выявленных "несоответствий" в геометрии секторов. Контракты на устранение этих несоответствий уже заключены.
На сроках получения первой плазмы скажется, среди прочего, и принятое решение о замене материала первой стенки, непосредственно обращённой к плазме (вместо бериллия будет использоваться вольфрам).
Кроме того, международной организации ИТЭР необходимо согласовать с французским регулятором ASN принцип поэтапного подхода к обоснованию безопасности. Пьетро Барабаски не считает разумным или возможным на данном этапе доказывать регулятору, что термоядерный реактор "будет безопасен в конце срока службы".
На конференции Пьетро Барабаски рассказал также о проблемах с поиском нужных навыков и опыта для проекта.
Он отметил: "Одна из самых больших проблем, с которыми мы сталкиваемся, заключается в том, что на протяжении строительства ITER было утрачено много знаний".
"Были утрачены знания о том, что требуется для интеграции такого объекта, как ITER, для его проектирования с нуля. Я думаю, нам нужно восстановить знания - знания где-то доступны, но они не консолидированы".
Под консолидацией глава международной организации ИТЭР подразумевает наличие "хороших руководящих принципов проектирования", которые были бы доступны странам, принимающим участие в проекте.
У инженеров консолидация выходит хуже, чем у учёных, потому что последние "публикуют гораздо больше, чем инженеры".
"Мы должны изменить культуру. Это то, что мы собираемся сделать в проекте ITER, но будет трудно, потому что нам придётся снова привлечь к работе некоторых пенсионеров", - добавил Пьетро Барабаски.