Северо-Европейское межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора приостановило действие лицензии ЦКБ «ОСК-Айсберг» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК), которая позволяет осуществлять конструкторское сопровождение строительства атомных ледоколов проекта 22220. Решение вынесено 17 октября 2023 года по результатам плановой проверки, пишет «Деловой Петербург».
По данным издания, лицензия была выдана в ноябре 2017 года сроком на 10 лет и приостановлена с 1 ноября «в связи с выявленными грубыми нарушениями».
По оценке временно исполняющего обязанности генерального директора «ОСК-Айсберг» Игоря Чорного, контракты на конструкторское сопровождение строительства ледоколов проекта 22220 «Якутия», «Чукотка», «Камчатка» и «Сахалин» будут стоить не менее 2 млрд рублей. Он также рассказал, что деятельность бюро относится к 6-му классу опасности, и деятельность ЦКБ «по закону Ростехнадзор вообще не должен был проверять», а «в установленных постановлением правительства перечне грубых нарушений нет тех, что указал в решении о приостановлении действия лицензии Ростехнадзор».
Сейчас ЦКБ пытается оспорить это решение в суде. До тех пор лицензия по сопровождению постройки атомоходов данного проекта есть только у АО «ЦКБ «Айсберг», принадлежащего «Роснефти».
Напомним, сейчас в акватории Северного морского пути (СМП) работают четыре атомохода предыдущих поколений и новейшие универсальные атомные ледоколы проекта 22220 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». На Балтийском заводе ведется строительство еще двух атомоходов этой серии — «Якутия» и «Чукотка», которые планируется сдать в 2024 году и в 2026 году соответственно. В феврале 2023 года ФГУП «Атомфлот» и Балтийский завод подписали контракт на строительство пятого и шестого серийных атомоходов проекта 22220 — «Камчатка» и «Сахалин». Ввод в эксплуатацию пятого серийного УАЛ запланирован на декабрь 2028 года, шестого — на декабрь 2030 года.
Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 являются самыми большими и мощными ледокольными судами в мире. Их главная задача — обеспечение круглогодичной навигации в Арктике. Суда этого проекта в ближайшие годы станут основой ледокольного флота России.