Студенты нижегородского политеха могут «поработать» на атомной станции благодаря VR-технологиям. Максим Горелышев, студент-ядерщик 4 курса НГТУ, занимается лабораторной работой — находит так называемые материальные параметры для исследования состояния критичности — точки, после которой начинается ядерная реакция. Правда, в виртуальной лаборатории.
Максим Горелышев - студент-ядерщик 4 курса НГТУ:
«Можем посчитать количество нейтронов, которые у нас попадают в детектор. Мы включаем счетчик, он у нас считает количество нейтронов и отображает на доске. И эти данные мы как раз заносим в отчет о лабораторной работе».
С точки зрения обучения лабораторные работы в таком формате не уступают традиционным. Помимо доступности, это еще и безопасность — в частности, от нейтронного излучения, вызывающего лучевую болезнь.
Как говорит Максим Горелышев:
«Во-первых, можно посмотреть как все устроено. Можно визуализировать всякие поля нейтронные. Все, что есть в 3D, можно посмотреть. Это гораздо лучше, чем просто обычные листочки, бумажки, обычные лабораторные стенды».
На виртуальной атомной станции сейчас можно воспроизвести три сценария: работы с уран-водной и уран-графитной решетками, а также установкой Годива. Исторически ее уже не существует, и это — единственная возможность с ней поработать.
Андрей Семененко - начальник службы радиационной безопасности НГТУ им. Р.Е. Алексеева:
«Активная зона у этой сборки, как и леди Годива, была полностью обнажена. Она не имела никакой защиты биологической, не имела никаких отражателей, поэтому, естественно, в реальной жизни больше мы с такой сборкой никогда не столкнемся, поскольку это достаточно опасное было мероприятие».
Само название «Леди Годива» отсылает к средневековой легенде. В 11 веке подданные графа — супруга Годивы — жаловались на непомерно высокие налоги. В шутку во время пира граф заявил, что снизит плату, если Годива пройдется по городу обнаженной. В знак уважения к девушке, жители города Ковентри остались в своих домах, закрыв ставни и двери.
Возвращаясь в современность, студенты-ядерщики могут работать не только в виртуальной реальности. Такие занятия они совмещают с исследованиями в «тяжелых лабораториях», как они сами их называют. Здесь, разумеется, без опасных элементов.
Антон Тумасов - директор Передовой инженерной школы НГТУ им. Р.Е. Алексеева:
«Здесь много макетов и масштабных конструкций, которые выполнены в строгом соответствии с тем, как эти изделия будут выглядеть на реальных атомных станциях, но в некотором масштабе для того, чтобы удобно было провести эксперимент. Здесь изучаются процессы гидродинамики, газодинамики и вместе с тем здесь также проводят компьютерное моделирование этих процессов с использованием отечественного программного кода».
Передовая инженерная школа энергии ставит перед собой амбициозную задачу подготовки высококвалифицированных кадров для атомного машиностроения и систем высокой плотности. Судя по примеру проекта с виртуальными атомными станциями, задача посильная.