20 января исполняется 95 лет со дня рождения Ростислава Михайловича Рындина (20 января 1929 – 23 марта 1999) - российского физика-теоретика, доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Отделения теоретической физики.
Ростислав Михайлович родился 20 января 1929 года в Ленинграде. Его отец, Михаил Михайлович, был человеком большой эрудиции и высокой культуры, владел двенадцатью языками, был доцентом ЛГУ. Мать работала заместителем заведующего кафедрой русского языка и литературы в Ленинградской областной партийной школе.
Как и у всего поколения, молодость Ростислава Михайловича была нелегкой. Во время войны он провел в Ленинграде самый тяжелый период блокады. В сентябре 1942 года вместе с матерью и сестрой Ростислав Михайлович был эвакуирован в с. Николаевское, затем в с. Ракиты Алтайского края. Вернувшись в родной город в августе 1945 года, в 1946 году окончил 158-ю среднюю школу и поступил на физический факультет ЛГУ, который окончил в январе 1952 года с отличием.
По распределению Р.М. Рындин был направлен в Гидротехническую лабораторию (Институт ядерных проблем АН СССР), в 1956 году был переведен в Объединенный институт ядерных исследований (Дубна), где начал активную работу в теоретической группе, возглавляемой тогда И. Я. Померанчуком.
В 1958 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «О полном наборе опытов по упругому рассеянию нуклонов нуклонами». В 1963 году ему было присвоено ученое звание старшего научного сотрудника.
Следующим этапом научной деятельности Р.М. Рындина стало изучение симметрий, упрощающих структуру амплитуд. Было показано, в частности, что многие важные соотношения для поляризационных характеристик следуют непосредственно из Т-инвариантности. Исследования проявления симметрий в поляризационных эффектах и, наоборот, возможностей использования этих эффектов для экспериментальной проверки симметрий вошли в его докторскую диссертацию (1966 г.) на тему: «Пространственные симметрии и поляризационные эффекты в сильных взаимодействиях». Ростислав Михайлович стал признанным авторитетом в области теории поляризационных эффектов.
В 1970 году, уже сложившимся специалистом в области физики элементарных частиц, Ростислав Михайлович вернулся в Ленинград и стал работать в теоретическом отделе Физико-технического института им. А. И. Иоффе АН СССР, на базе которого вскоре был создан теоретический отдел Ленинградского института ядерной физики им. Б.П. Константинова (в настоящее время – НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ). С этим отделом связана вся дальнейшая научная жизнь Ростислава Михайловича. С 1987 года он стал ведущим научным сотрудником.
Получив возможность выезжать за границу (ЦЕРН) еще в 1956 году, Р.М. Рындин и там быстро приобрел заслуженно высокую репутацию. У него установились прочные научные и дружеские связи, сохранившиеся до конца его жизни. С тех пор Ростислав Михайлович был желанным гостем в физических институтах разных стран.
Ростислав Михайлович неоднократно читал лекции на Школах физики ФТИ – ЛИЯФ (ПИЯФ), а в последние годы участвовал и в их организации. Его лекции входили в программы и ряда других школ, в том числе международных. Много времени Ростислав Михайлович уделял редакционно-издательской работе, был одним из составителей сборников научных достижений Института. С большим участием относился к молодым физикам.
В последние годы внимание ученого привлекло движение частиц со спином в электрических и магнитных полях. В процессе работы обнаружилось, что такой старый вопрос, как взаимодействие движущихся мультиполей (и магнитных, и электрических) с внешним полем, недостаточно изучен. Возникли большие планы исследований, осуществление которых оборвала болезнь…
Р.М. Рындин был необычайно ярким и обаятельным человеком с широким диапазоном знаний и интересов, любил и хорошо знал изобразительное искусство, литературу, кино.