Северный морской путь понемногу прирастает базой для развития транзитного грузопотока. Объединенные Арабские Эмираты совместно с "Росатомом" начали разработку транзитного маршрута через СМП для перевозок грузов из Токио в Лондон, который станет почти вдвое короче пути через Суэцкий канал, отметили в госкорпорации. Его протяженность составит 13 тысяч километров вместе 24 тысяч. Это означает, что грузы по нему будут доставляться на 40 процентов быстрее, что поможет значительно ускорить перевозку, сэкономить топливо и сократить выбросы в атмосферу.
Напомним, в 2023 году инфраструктурный оператор СМП и арабское предприятие DP World создали совместное предприятие "Международная контейнерная логистика" для развития транзитных контейнерных перевозок по Северному морскому пути. А в декабре обе стороны подписали соглашение, в рамках которого будет создан глобальный логистический оператор для работы на российском и международном рынках.
Однако в целом план развития Севморпути до 2035 года нуждается в корректировке, считает директор консультационной компании "Гекон", член научного совета при Совете безопасности РФ Михаил Григорьев. По его словам, необходимо учитывать новые реалии, связанные с недостатком транспортных судов и санкционными сложностями, которые затрудняют реализацию ряда крупных арктических инвестпроектов.
Наибольшие сложности связаны с проектом компании НОВАТЭК "Арктик СПГ 2" по разработке Утреннего газового месторождения на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе. Его планировалось запустить в конце 2023 и начале 2024 года, но сделать этого так и не удалось. Собственно, первая линия завода по сжижению гыданского природного газа уже запущена, однако газ некуда отгружать - нет транспортных судов. Для вывоза голубого топлива на корейской верфи Hanwha Ocean были заказаны шесть танкеров. Три из них к моменту запуска проекта уже были построены, но оказались недоступными, поскольку на их заказчиков, относящихся к "Совкомфлоту", были наложены прямые американские санкции. Еще три танкера под проект были заказаны одной из японских компаний, но их сдача задерживается. Когда суда будут готовы, пока неясно. Возможно, какое-то количество сжиженного газа удастся вывезти летом.
По некоторым проектам заявленные объемы плохо согласуются с реальной ситуацией. Например, это относится к проекту "Восток Ойл" компании "Роснефть" по добыче на севере Красноярского края премиальной малосернистой нефти месторождений Ванкорского кластера, Пайяхской группы, Западно-Иркинского участка и Восточно-Таймырской группы. Для этого компания начала строительство нефтеналивного причала на терминале морского порта "Бухта Север" в Енисейском заливе Карского моря. Терминал планируется запустить в 2024 году и вывести отгрузку нефти сначала на уровень 25 миллионов тонн, потом 50, а к 2030 году довести ее до 115 миллионов тонн.
Месторождения еще не разведаны полностью, - считает Михаил Григорьев. - Вначале необходим проект опытной эксплуатации небольшого участка, чтобы посмотреть, как работать с этими месторождениями в целом. В 2025 году вряд ли можно ожидать оттуда поставок нефти, поскольку танкеров ледового класса нет. Кроме того, нефтепровод Ванкор - Пайяха - "Бухта Север" протяженностью 770 километров за два года построен только на четверть. Так что планируемый показатель грузопотока по Севморпути 80 миллионов тонн в 2024 году выглядит нереальным. Мы сделали предварительный анализ рисков по данным проектам по заказу Минвостокразвития, но необходима более глубокая работа в этом направлении.
До 30 апреля предстоит подготовить предложения по контролю строительства грузовых судов ледового класса
Федеральные власти уделяют решению этих проблем самое серьезное внимание. Крупный блок поручений кабмина по итогам недавней стратегической сессии направлен на дальнейшую реализацию инициативы "Круглогодичный Севморпуть", отмечают в пресс-службе правительства РФ.?Для развития грузопотока по СМП будут подготовлены и до 1 июля представлены в правительство предложения по приобретению грузовых судов ледового класса. Этой работой займутся Минтранс, "Росатом", Минвостокразвития и Минпромторг. Также до 30 апреля предстоит подготовить и представить кабмину предложения по контролю строительства грузовых судов ледового класса, необходимых для перевозки грузов по Севморпути.
Не исключено, что на самой северной морской трассе могут ухудшиться ледовые условия. На этот случай федеральным Минвостокразвития, Минфину и Минэкономразвития поручено разработать меры по субсидированию ледокольных проводок судов, выполняющих транзитные рейсы с грузами российских компаний в восточном направлении по СМП с июля по ноябрь 2024 года.Что касается развития транзитных перевозок, то к 30 апреля "Росатом", Минвостокразвития, Минтранс, Минфин и Минэкономразвития должны определиться с приоритетами в перевозке грузов из портов Северо-Запада России в порты Азиатско-Тихоокеанского региона в летне-осеннюю навигацию и выработать необходимые для этого меры поддержки.