«Завод Б», объект 22, обогатительная фабрика, Горнорудный завод — под этими названиями со времен холодной войны и до 2001 года скрывалось легендарное и ключевое для Горно-химического комбината (предприятие Госкорпорации «Росатом», дивизион «Экологические решения») производство — радиохимический завод.
Пуск завода состоялся 20 апреля 1964-го, и в этом году радиохимия на ГХК официально отмечает свой 60-летие. Торжественное собрание, приуроченное к юбилейной дате, состоится сегодня в актовом зале на Северной, 9.
В знаменательный день 20 апреля 1964 года начальник смены Г.Н. Фефелов и аппаратчик И.В. Синько провели первую загрузку облучённых в реакторе урановых блоков в аппарат-растворитель. На пуске присутствовал Министр среднего машиностроения Ефим Павлович Славский. В мае 1964 года завод выдал первый диоксид плутония и вступил в строй действующих производств. Как вспоминают ветераны, сложность производства, высокие требования к выполнению планов, нетерпимость к нарушителям трудовой дисциплины закаляли и укрепляли веру в необходимости атомного превосходства страны. Потребность в продукции - диоксиде плутония оружейного качества - была огромная.
Совершенствование и развитие технологий на радиохимическом заводе не останавливалось никогда: в 1965-1966 годах РХЗ наращивал темпы переработки; 1968 год — пуск второй нитки завода «Б», который был совмещён с освоением модернизированной ацетатной схемы, готовая продукция выдана на 20 дней раньше срока; 1979 год — пуск новой технологической схемы; 1980 год — освоена и внедрена сорбционно-экстракционная технология переработки урана. Уже в 1970-х по набранным темпам производства было понятно, что запас делящихся материалов становится достаточным для нужд обороны. В марте 2001 года горнорудному заводу присваивается «технологическое» название — радиохимический завод. Секретность более не обязывала. Весной 2012 года на РХЗ состоялась загрузка последней партии облученных стандартных урановых блоков. Радиохимический завод с честью выполнил государственную задачу, а коллектив переключился на новые перспективные направления. Одно из них — фабрикация МОКС-топлива.
- Завод фабрикации топлива (ЗФТ) родился , когда стало понятно: РХЗ - это уже не совсем радиохимический завод, - рассказывает начальник технологического отдела ЗФТ Иван Литвинов. - Создание производства МОКС-топлива, передача действующего второго цеха, вывод из эксплуатации цеха №1 с сохранением установки переочистки плутония - это была уже не столько радиохимия, сколько механическое производство, - цепочка, в которой радиохимия составляет очень важную, но далеко не единственную часть. Товарная продукция - ядерное топливо для реактора, требует иного подхода и других компетенций. Поэтому и было принято решение о переименовании. И на сегодняшний день у нас точно есть те, кто умеет работать хорошо. Да, они знают, что в прошлом году завод выпустил тысячную тепловыделяющую сборку с МОКС-топливом для реактора на быстрых нейтронах БН-800 Белоярской АЭС. Знают, что это стало знаковым событием для всего предприятия. Знают, что все процессы на ЗФТ отработаны. Что график по выпуску МОКС-топлива успешно выполняется. Но вряд ли ощущают «дыхание истории», когда идут по коридору на свои рабочие места. И юбилей — отличный повод вспомнить наше славное прошлое, задуматься, что вот именно тут была нитка, которая делала оружейный плутоний, и что с неё, собственно, всё и начиналось 60 лет назад.