Управление по атомной энергии Великобритании (UKAEA) и чешский ядерный исследовательский центр "Ржеж" (Řež) подписали соглашение о том, что компоненты британского токамака STEP (который рассматривается как прототип первой коммерческой термоядерной электростанции) пройдут испытания на действующем в Чехии исследовательском реакторе LVR-15.
Как ранее сообщалось, UKAEA в рамках государственных программ Великбритании проводит исследования по ряду проектов в области термоядерного синтеза, в частности, эксперимент MAST Upgrade (Mega Amp Spherical Tokamak), эксплуатацию Объединенного европейского тора (JET) в Калхэме (недавно завершившего свою работу), а также проект термоядерной электростанции, прототипом которой должен стать STEP (Spherical Tokamak for Energy Production) в Уэст-Бертоне в Ноттингемшире, который должен начать работу к 2040 году.
В рамках нового соглашения, UKAEA и Řež разработают первый в своем роде испытательный стенд под названием Hi-CrIS (High neutron fluence Cryogenic Irradiation of Superconductors) для получения данных о влиянии спектра нейтронов, который будет иметь место в токамаке, на свойства высокотемпературных сверхпроводящих лент, с помощью которых будет создаваться электромагнитное поле для удержания плазмы в токамаке.
Установка, которая, как ожидается, будет введена в эксплуатацию в 2026 году, позволит получить информацию о сроке службы и оптимальных параметрах сверхпроводящих магнитных компонентов STEP. Во время эксперимента образцы будут облучаться нейтронами высокой энергии с помощью исследовательского реактора LVR-15,а затем будут находиться при температуре -253°C. Таким образом будут имитироваться условия эксплуатации сверхпроводниковых компонентов в свойствах, приближенных к тем, которые будут иметься в термоядерной установке
В UKAEA отметили, что помимо тестирования компонентов сверхпроводников, Hi-CrIS также может позволить проводить тестирование различных других материалов для потенциальной разработки будущих термоядерных электростанций.
Напомним, целью первого этапа проекта STEP является создание "концептуального проекта" к концу нынешнего года. Правительство Великобритании выделило на эту часть работы 220 миллионов фунтов стерлингов. Следующий этап работ будет включать в себя детальное инженерное проектирование, а также получение всех необходимых разрешений и согласований для создания прототипа. Цель состоит в том, чтобы к 2032 году получить полностью проработанный проект и разрешение на строительство, что позволит начать строительство. Начало эксплуатации токамака ожидается примерно в 2040 году.