Завершился комплексный проект по выводу из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов с первой промплощадки Высокотехнологического научно-исследовательского института неорганических материалов им. Бочвара (ВНИИНМ). Территорию реабилитировали поэтапно в течение четверти века. Рассказываем о трех важнейших локациях — с вариантом «ликвидация».
Одна из старейших построек, датируется 1946 годом. Несколько десятилетий использовалась как исследовательская база для разработки технологических процессов в радиохимии, совершенствования экстракции и сорбции.
По результатам комплексного инженерно-радиационного обследования здание переменной этажности площадью 2,4 тыс. м2 в восточной части промплощадки близ ул. Максимова предстояло разобрать. Главной проблемой стала разнородность загрязнений: в половине помещений работали в основном с ураном и плутонием, в половине — с цезием, стронцием, европием. В некоторых законсервированных лабораториях регистрировался аварийно высокий уровень поверхностного загрязнения.
Демонтированы, дезактивированы и переданы в специализированные организации 675 единиц крупногабаритного оборудования и строительных конструкций общим объемом 1,5 тыс. м3. 17 особо загрязненных мест вручную разобрали 70 рабочих. Прошли шесть санитарных экспертиз — от проверки проектной документации до подтверждения радиационной безопасности пятна застройки. На месте корпуса теперь зеленая лужайка, удельная активность которой соответствует естественному радиационному фону.
Примыкавшее к корпусу А в центре промплощадки четырехэтажное здание экспериментальной установки с двумя подземными уровнями введено в эксплуатацию в 1945 году и законсервировано спустя 20 лет после выполнения задач проекта (объект эксплуатировался как стендовый прототип радиохимических заводов). 18 декабря 1947 года там был получен первый промышленный плутоний в так называемых весовых количествах — 73 мкг.
Внутри находились сильно загрязненные строительные конструкции и инженерные системы. Их дезактивировали и демонтировали, извлекли фундамент и засыпали котлован. Территория реабилитирована до состояния «коричневая лужайка» — пригодно для промышленного использования. Радиоактивные отходы (554 м3) кондиционированы и переданы на изоляцию Национальному оператору.
По результатам лабораторных и инструментальных исследований, испытаний и измерений получено экспертное заключение о радиационной безопасности территории. На ней посадили красные клены.
С ввода в эксплуатацию в 1959 году в одноэтажном корпусе Ж разрабатывали технологии переработки и обращения с порошкообразными радиоактивными материалами, методы и средства очистки газовых выбросов, технологии механической обработки делящихся материалов и проч. В 2015 году корпус был законсервирован.
Вплотную к нему примыкал участок радиоактивного загрязнения (УРЗ). «В послевоенные годы нормы и правила работы с делящимися материалами только складывались, — рассказывает главный инженер ВНИИНМ Алексей Майзик. — Потому были неизбежны ошибки. Весь 25‑летний цикл вывода из эксплуатации и предполагал устранение этих ошибок и приведение территорий в соответствие современным требованиям безопасности». Специалисты «Радона» тщательно просканировали «курган» и составили послойные картины распределения радиоактивного загрязнения. Как выяснилось, глубина его залегания была 8 м.
Сейчас на месте корпуса Ж и УРЗ коричневая лужайка. Система объектного мониторинга состояния недр ВНИИНМ показывает отсутствие миграции радионуклидов с грунтовыми водами.
Александр Абрамов, Заместитель директора по государственной политике в области радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов «Росатома», начальник управления разработки и реализации программ реабилитации объектов наследия
— Мы открыты: все этапы нашей работы согласовываем с общественностью. Годы показали: работаем надежно. Мы получили богатейший опыт, который обязательно используем при выводе из эксплуатации сложных радиохимических объектов на Сибирском химическом комбинате, Горно-химическом комбинате, а в перспективе и на «Маяке».