4 июля атомный ледокол «50 лет Победы» ФГУП «Атомфлот» (предприятие «Росатома») вышел из Мурманска в первый в этом году круизный рейс на Северный полюс. Экипаж судна доставит к вершине планеты около 140 туристов, к которым присоединились известный путешественник Фёдор Конюхов и опытный пилот Игорь Потапкин.
Они планируют совершить на двухместном мотопараплане (паралете) полет по маршруту: архипелаг Земля Франца-Иосифа — Северный полюс. Этот полёт станет первым в истории достижением Северного полюса на паралёте. Стоит отметить, обтекатель для паралёта спроектирован специалистами Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Почётным доктором которого является Фёдор Конюхов.
«Я очень рад, что в России есть специалисты, которые могут создавать и дорабатывать такие летательные аппараты, более того, у нас в стране есть новые материалы, благодаря которым можно значительно улучшить летные характеристики паралета - облегчить конструкцию, снизить расход топлива, увеличив дальность беспосадочного полета. Материалы - углеткань и стеклоткань - нам предоставил Композитный дивизион “Росатома”, которому мы доверяем и сотрудничаем не первый год», - сказал Фёдор Конюхов.
«Планируется, что в районе острова Рудольфа – самой северной точки архипелага Земля Франца-Иосифа мы найдем подходящую льдину для взлета паралета, - сказал капитан атомного ледокола «50 лет Победы» Руслан Сасов. – До Северного полюса будет оставаться где-то 800 километров. Надеемся, что погода не помешает нашим пилотам совершить рекордный перелет. На удачу путешественникам я передал флаг госкорпорации Росатом. Он будет с ними в полете».
К 90°00′00″ северной широты мотопараплан должен долететь за 12–14 часов. У атомного ледокола «50 лет Победы» переход от точки взлета до вершины планеты займет около двух с половиной суток. После прибытия на Северный полюс, экипаж возьмет на борт Игоря Потапкина и паралет, а Фёдор Конюхов останется на льдине с особой миссией.
Легендарный путешественник развернёт одиночную дрейфующую полярную мини-станцию для продолжения реализации научной программы Института океанологии РАН им. П.П. Ширшова. Исследования включают в себя комплекс сбора данных: изучение сейсмической активности дна Северного Ледовитого океана, интенсивности таяния и маршруты дрейфа паковых льдов, а также степени загрязнения океанской воды микропластиком.
На борт атомного ледокола «50 лет Победы» Фёдор Конюхов сможет подняться только 30-31 июля после рекордных трёх недель одиночного дрейфа, когда атомоход доставит на Северный полюс очередную группу туристов.
Обтекатель паралёта был изготовлен по технологии вакуумной инфузии с использованием таких композитных материалов, как однонаправленная и мультиаксиальная углеродная ткань и двунаправленная стеклоткань. Начальный этап производства предполагает создание специальных матриц, выточенных из многослойных МДФ-панелей на фрезеровочном станке по заданной компьютером программе. Затем поверхность получившихся ложементов шлифуется вручную и покрывается специальным воском, препятствующим слипание композитного материала с древесиной. Далее на матрицы послойно и разнонаправленно укладывается углеволокно и стеклоткань для создания ребер жесткости на особо напряженных участках корпуса обтекателя. Полученный «пирог» накрывается специальным мешком с одновременной откачкой воздуха и закачкой полимерной смолы, заполняющей все имеющиеся в материале пустоты. Материал отвердевает в течении 24 часов, после чего полученные элементы корпуса обтекателя проходят заключительную ручную обработку перед покраской.
Конструктивно обтекатель состоит из нескольких отдельных элементов: нижняя часть имеет форму лодки, передняя напоминает капот, а боковые панели скрывают расположенные по бортам топливные баки объемом 75 л каждый. Баки весом всего 2 кг каждый оснащены внутренними перегородками для исключения резкого перетекания топлива в полете. Изнутри и снаружи поверхность баков дополнительно покрыта специальными клеевыми составами для минимизации негативного воздействия топлива на стенки емкостей. Общий вес конструкции составил всего 23 кг, что вызвало немалый интерес в профессиональной среде авиаторов.