Калининградцы смогли рассмотреть электротранспорт со всех сторон: от батарейки до заправки. Демонстрация электромобилей, лекция о литий-ионных батареях и паблик-ток о том, как и где заправлять электрокар в Калининграде, ждали гостей тематического «ИЦАЭ OPEN. Электротромобиль: от сборки до поездки», который прошёл 11 июля в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Калининграда.
Гости ИЦАЭ Калининграда встретились с экспертами по электротранспорту, которые познакомили их с отечественным электромобилем «Амберавто» и его американским предшественником Tesla Model 3. Специалисты рассказали о преимуществах этих машин по сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, их комплектации, а также продемонстрировали салон автомобилей
Вечер продолжился лекцией Якова Масютина, кандидата химических наук, доцента Образовательно-научного кластера «Институт медицины и наук о жизни (МЕДБИО)», на тему «Литий – вторая нефть?». «Тяговая батарея – самый тяжёлый, сложный и дорогой узел электромобиля. Как правило, она располагается под днищем машины. От ёмкости аккумулятора зависит дальность хода и скорость зарядки. Тяговые аккумуляторные батареи состоят из нескольких блоков-модулей, внутри которых находятся ячейки в виде призм или цилиндров. В среднем электромобиле 16 блоков, включающих в себя порядка 7000 таких батарей, но только 7 килограмм из них – литий, что сравнимо с весом мяча для боулинга», – начал свое выступление спикер.
Слушатели узнали, что электромобилю надо в шесть раз больше ресурсов, чем бензиновому автомобилю. Основная их часть приходится на литий-ионный аккумулятор. Так, в среднем батарея Tesla емкостью 60 кВт/ч обеспечивает запас хода 330 км, а весит 385 кг. Среди ключевых металлов главным остается литий. В последнее время его называют «белой нефтью», ведь литий-ионные батареи – основа будущего энергоперехода. Сейчас литий больше всего добывают в Боливии, Чили и Аргентине. В России крупнейшим месторождением считается Колмозерское, расположенное в Мурманской области. Его совместную разработку российские компании «Росатом» и «Норникель» начнут уже в ближайшие годы.
Производство литий-ионных батарей – приоритетное направления развития электротранспортной отрасли. Первая в России гигафабрика накопителей энергии мощностью 4 ГВт*ч в год, спроектированная по передовым технологиям, откроется в городе Неман, Калининградской области и позволит изготавливать продукцию на уровне мировых аналогов.
«Развивающаяся отрасль требует качественных специалистов. Именно поэтому в этом году Балтийский федеральный университет им. И. Канта и Госкорпорация «Росатом» открыли лабораторию химических источников тока (ХИТ) на базе Высшей школы живых систем. Уже скоро первые студенты приступят к работе на Калининградской гигафабрике. Материальная база лаборатории ХИТ позволит проводить научные исследования и выполнять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по повышению удельной энергии аккумуляторных ячеек. Без преувеличения – тестировщик литий-ионных батарей – профессия будущего», – заключил спикер.
Ток-шоу продолжилось выступлением Артёма Тачкова, генерального директора сети зарядных станций «VOLTFUEL», в котором он рассказал об инфраструктуре для электромобилей в регионе.
«В планах правительства Калининградской области и Топливного дивизиона Госкорпорации «Росатом» установить до трёх электрозарядных хабов «быстрой» зарядки электромобилей до 2025 года. Хаб в Калининграде, включающий 10 станций быстрой зарядки, уже в процессе реализации. Он позволит сделать не просто одиноко стоящие станции, а целые площадки для зарядки вашей любимой электромашины, – отметил эксперт. – В то же время, свою зарядную станцию можно организовать и у себя дома от бытовой или трёхфазной розетки. Правда, тогда машина будет заряжаться порядка 6–8 часов из-за преобразования переменного тока в постоянный. В станциях «быстрой» зарядки используется инвертор больших размеров, встроенный в саму зарядную станцию, что позволяет сократить время зарядки до 1 часа. Это особенно полезно для водителей такси».
«Я был удивлён, что коэффициент полезного действия двигателя внутреннего сгорания составляет всего 20-30%, когда у тяговых электродвигателей он составляет целых 95%. Оказывается, что электротранспорт не только экологичнее, но и экономнее», — поделился своим мнением гость ток-шоу Давид Нергадзе, преподаватель математики и информатики.