В Стамбуле (Турция) 2-3 июля 2024 года прошла очередная конференция NPPES, включавшая в себя VI международную выставку и X саммит по тематике атомных электростанций.
Одним из приглашённых докладчиков на саммите стал Ду Фэнлэй (Du Fenglei), директор департамента в шанхайском институте SNERDI (входит в китайскую корпорацию SPIC).
В своём выступлении он рассказал о принятых в КНР подходах к выбору площадок для строительства атомных станций.
Окончательное решение о строительстве атомных энергоблоков в Китае принимает Госсовет КНР. Соответствующие полномочия он получил в 2004 году.
В целом процедура одобрения новых атомных мощностей в Китае выглядит следующим образом.
- Юридические представители проекта (например, компания-владелец будущих блоков) привлекают проектную организацию и консультантов.
- Готовится отчёт, фактически представляющий собой заявку. После того, как отчёт готов, он передаётся для рассмотрения в национальную комиссию по развитию и реформам (NDRC).
- NDRC привлекает для рассмотрения отчёта квалифицированный институт, который должен выдать своё заключение по отчёту.
- На заключительном этапе NDRC передаёт отчёт со своим заключением в Госсовет КНР, который и выносит окончательное решение о строительстве.
Лицензирование после получения одобрения от Госсовета разбито на четыре основных этапа:
- одобрение выбранной площадки; выдаётся после одобрения отчёта с анализом безопасности предложенной площадки;
- лицензия на строительство атомного энергоблока; выдаётся после одобрения предварительного тома с анализом безопасности PSAR;
- лицензия на эксплуатацию атомного энергоблока; выдаётся после одобрения окончательного тома с анализом безопасности FSAR;
- одобрение программы вывода атомного энергоблока из эксплуатации; этот этап относится к завершающей стадии жизненного цикла блока.
На каждом из этапов выполняется рассмотрение оценки воздействия на окружающую среду, выполненной в соответствии с текущим этапом лицензирования.
Докладчик перечислил также ряд национальных и международных стандартов, которым китайские атомщики следуют в процессе выбора площадок.
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.
Основные требования к выбору площадки в Китае докладчик условно разделил на четыре области:
- безопасность и надёжность;
- экологическая совместимость;
- технологическая обоснованность;
- экономическая целесообразность.
Далее в выступлении Ду Фэнлэй кратко остановился на каждой из названных областей требований.
Так, по безопасности и надёжности он выделил рассмотрение внешних событий, которые могут происходить на площадке - сейсмические, гидрологические, метеорологические и иные природные события, а также антропогенные воздействия (падение самолёта, взрывы и т.д.).
В рамках рассмотрения экологической совместимости внимание уделяется таким темам, как пути миграции радиоактивных веществ и характеристики площадки с точки зрения инцидентов и аварий на АЭС.
Технологическая обоснованность площадки включает в себя, среди прочего, наличие электросетей и водных ресурсов, а также наличие необходимой для строительства и эксплуатации АЭС транспортной инфраструктуры.
Под экономической целесообразностью понимаются требующийся объём инвестиций и анализ будущих прибылей от эксплуатации АЭС.
Далее докладчик на некоторых конкретных требованиях к площадкам, принятых на сегодняшний день в Китае.
Так, по сейсмике площадка должна находиться в регионе с низкой сейсмической активностью и в радиусе до 5 км от площадки не должно быть активных разломов земной коры.
Грунты должны быть устойчивыми, не должно быть нестабильных склонов и иных участков, ставящих под сомнение безопасность. Площадка должна быть защищена от наводнений, в том числе, возникающих из-за возможных прорывов плотин и т.д. Погодные условия в районе площадки не должны быть экстремальными.
Радиус защитной зоны вокруг площадки не должен превышать 5 км. Радиус зоны строгого режима на площадке не должен превышать 500 м, отсчитывая от реакторного здания.
Защитная зона здесь - planned restricted area. Это буферная зона, земля которой не принадлежит атомной станции, но строительство и иная хозяйственная деятельность в этой зоне ограничено.
В частности, докладчик отметил, что в пределах защитной зоны (радиус до 5 км) не может быть населённых пунктов с населением свыше 10 тысяч человек.
По численности населения установлено ещё одно ограничение. На радиусе до 10 км не должно быть населённых пунктов, в которых проживает более 100 тысяч человек.
Среди других требований, о которых говорил Ду Фэнлэй, можно отметить требование об анализе социальных последствий строительства АЭС. В частности, выбор площадки обязательно должен быть согласован с имеющимися планами территориального развития, в том числе планами по градостроению и развитию туризма.