Подходы к регулированию работ по проектированию, выбору площадки, строительству и эксплуатации АС в разных странах отличаются. Наиболее распространенным является подход, предусматривающий наличие сертификатов и лицензий на деятельность проектных, конструкторских, строительных и эксплуатирующих организаций, а так же организаций поставщиков оборудования и услуг. Существующие различия в процессе выбора площадки под размещение АС в разных странах обусловлены историческими, социальными, культурными и законодательными традициями каждой страны. Общественные слушания, проводимые до принятия решения о строительстве объекта, позволяют учесть интересы всех вовлеченных сторон и социальных групп и являются неотъемлемой частью процесса лицензирования. Тем не менее, процедуры по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), проводимые в Европейских государствах и Российской Федерации имеют некоторые отличия.
Введение. Одной из основных задачей стоящих на сегодняшний день перед Госкорпорацией «Росатом» является повышение конкурентоспособности российских проектов АС на международных ядерно-энергетических рынках, а также увеличение доли предоставляемых услуг в области ядерных энерготехнологий. В настоящее время сооружаются АС российского проекта в Турции, Финляндии, Венгрии, Вьетнаме, Китае, Индии, Иране, Белоруссии и планируется сооружение АС на площадках других стран. Международные соглашения по сооружению энергоблоков АС, содержат требование о соответствии проектной документации международным нормам и правилам. Наши проектные институты достаточно хорошо знают постоянно меняющуюся российскую нормативную базу и успешно защищают свои проектные решения в государственных надзорных органах России. Сложнее обстоит дело на зарубежных площадках. Недостаточное знание международных норм и правил может создать трудности для проектировщиков при защите проектных решений в надзорных органах стран, где планируется сооружение АС [1]. Еще больше вопросов возникает в странах, приступающих к развитию национальной ядерно-энергетической программы, в которых отсутствует законодательная база в области использования атомной энергии.
За основу исследований были взяты нормативные документы РФ, ЕС и США, применимые на этапе выбора площадки под размещение АС. Основная задача исследования нормативных документов - продемонстрировать, что проекты российских АС, отвечают всем современным нормам и требованиям и способствуют повышению привлекательности для зарубежных заказчиков в ходе проведения международных тендеров, а также, что российская законодательно-нормативная база в области использования атомной энергии может стать основой для формирования законодательства в области использования атомной энергии в странах-новичках. Успешная реализация этих задач может стать частью комплексного предложения Госкорпорации «Росатом» по проектированию и строительству АС российского проекта за рубежом, в том числе в странах-реципиентах.
Анализ и основные результаты.
Сравнение требований стандартов МАГАТЭ, требований российских норм и правил и требований регулирующих документов США, применимых на этапе выбора площадки [2] показало, что в российских нормативных документах и регулирующих документах США содержатся вполне сравнимые и сопоставимые по сути требования. Существующие незначительные различия в основном определяются отдельными формулировками требований и используемой в них терминологией.
В отличие от стандартов МАГАТЭ, которые имеют, в основном, концептуальный и декларативный характер, в российских нормативных документах и регулирующих документах США требования по безопасности более конкретны. Однако, в связи с внедрением нового подхода к получению комбинированной лицензии на строительство и эксплуатацию для стандартного проекта АЭС с легководным реактором в США на данный момент действуют 2 различных подхода: традиционный (двухшаговый), определяемый нормами 10.CFR.50, и новый подход (комбинированная лицензия для стандартного проекта), определяемый нормами 10.CFR.52. Не смотря на то, что общий объем изысканий, необходимых для получения лицензии на эксплуатацию, в обоих случаях в конечном итоге одинаков, структура и содержание документов выпускаемых на разных этапах процесса лицензирования отличается. При этом многие руководящие документы (US NRC Regulatory Guides), разработанные в последнее время, содержат требования и рекомендации либо к двум подходам одновременно, либо имеют специальные оговорки о применимости к конкретному процессу [3].
Многие страны, заинтересованные в развитии ядерной энергетики, внедряют в свою нормативную и законодательную базу отдельные элементы нормативной и законодательной базы США. В некоторых случаях это происходит явно и проработано, с указанием ссылок и связей с другими документами, в некоторых случаях неявно, без указания ссылок и с внесением правок в американский текст. В обоих случаях Российский поставщик стакивается с трудностями при изучении процесса лицензирования и требований к составу проектной и лицензионной документации, связанными с отличиями структуры документов от структуры, применяемой в отечественной практике.
При заключении контракта на строительство АС российского проекта за рубежом и выборе площадки для размещения будущей АС необходимо как можно раньше определить формат реализации проекта:
1. Типовой проект (например, АС 2006);
2. Адаптированный типовой проект (например, АС 2006, с изменениями необходи-мыми для реализации местных норм и правил или учета условий, но не оказывающими су-щественное влияние на концепцию безопасности АС и режимы нормальной эксплуатации)
3. Индивидуальный проект, включающий ужесточение требований по безопасности, изменение технических решений по системам АС и изменение строительных, архитектурных и объемно-планировочных решений основных зданий и сооружений АС.
Выбор подхода к реализации проекта (Типовой, Адаптированный типовой, Индивидуальный) будет в дальнейшем определять логику и последовательность всех работ, и окажет существенное влияние на подход к выбору площадки, определению цены и сроков реализации проекта. При выборе подхода к реализации проекта можно использовать схему, представленную ниже (рис.).
Следует помнить, что будущая АС должна удовлетворять:
1. Требованиям местного законодательства (в случае, если АС строиться по российским нормам, должно быть Постановление местных органов, разрешающих такое использование и описывающее регламент использования).
2. Требованиям заказчика (требования тендера, будущие требования контракта).
3. Условиям площадки (для каждого сценария реализации проекта необходимо выбрать подходящую площадку из возможного спектра и показать, что проект может быть реализован на ней без изменений (Типовой) с незначительными изменениями (Адаптированный) или необходимо создавать Индивидуальный Проект АС, удовлетворяющий требованиям конкретной площадки.
Как видно из блок-схемы – на предконтрактной стадии необходимо провести детальное (1) изучение и анализ местной нормативной базы, (2) специфических требований заказчика и (3) условий площадки АС.
На всех этапах обсуждения и принятия решения существует вероятность невозможности удовлетворения требований (закона, заказчика или площадки), что приведет к необходимости изменения формата проекта (перехода из Типового в Индивидуальный) или же - невозможности его реализации.
Во всех случаях 1) Анализ местных НТД и 2) Анализ условий площадки должны быть проведены до начала обсуждения контракта.
С целью снижения сроков сооружения АС, исключения непредвиденных финансовых потерь, повышения качества выполняемых работ, а также снижения возможных рисков, возникающих при получении лицензии на размещение и сооружение АС с учетом выполненного сравнительного анализа нормативных документов (как российских, так и международных) следует рекомендовать следующее:
1. Организация генерального проектировщика перед началом работ на предпроектной и проектной стадии работ должна получить от заказчика необходимые для проектирования основополагающие разрешительные документы, согласования, разрешения, требования и технические условия, которые должны быть приложены к заданию на проектирование. Эти документы являются исходными данными для проектирования и должны быть получены на стадии «ОБИН» перед получением лицензии на размещение. Затраты связанные с получением разрешительных документов должны быть учтены при оценке стоимости строительства на этой стадии для принятия решения об экономической целесообразности инвестиционного проекта.
- Получение технических условий, требований, согласований, разрешений, объём представляемой документации определены отраслевыми нормативными документами, документами соответствующих федеральных и региональных органов власти, а также международными руководящими документами и соглашениями.
- С целью оптимизации процесса планирования подготовки исходно-разрешительной документации рекомендуется разработать регламентирующий документ по получению документов, согласований, разрешений, требований и технических условий, необходимых для предпроектной и проектной стадий сооружения АС.
2. В документе МАГАТЭ (NS-R-3, 2003 - SSR-1: «Оценка площадки для ядерных установок») отмечается, что одним из важнейших факторов проведения анализа безопасности, выполняемого в рамках процесса лицензирования, сертификации проектов АС является определение оптимального места размещения сооружаемой АС.
- В связи с этим, целесообразно перед заключением международных соглашений и контрактов на проектирование и сооружение АС, заключать отдельный контракт, связанный с определением оптимального места для размещения АС.
- Этот контракт позволил бы снизить сроки сооружения АС, исключить непредвиденные финансовые потери, повысить качество выполняемых работ, а также снизить возможные риски, возникающие при получении лицензии на размещение и сооружение АС.
3. Для исключения принятия субъективных решений и повышения качества предпроектной и проектной документации необходимо учесть положительный опыт, представленный в регулирующих документах США для чего:
- детально проработать и выпустить нормативные документы определяющие типы и количество критериев для выбора площадки под размещение АС, разбиение этих критериев на смысловые группы, по важности и приоритетам;
- разработать регламент создания и организации работы тематических экспертных групп по направлениям оценки каждого из критериев с привлечением высококвалифицированных специалистов на постоянной и мотивированной основе;
- разработать методические указания по определению весовой ценности критериев и соответствующих им сервисным функциям.
4. С целью повышения привлекательности российских проектов АС за рубежом и возможности российским проектировщикам защищать проектные решения в надзорных органах стран, где сооружаются АС российского проекта, а также для повышения качества предпроектной и проектной документации, исключения непредвиденных финансовых потерь:
- учитывая обширный перечень законодательной, нормативной, технической и отраслевой документации относительно предпроектной стадии, анализа и выбора района и площадки под размещение АС, целесообразно провести детальный анализ каждого направления оценки пригодности площадки (критериев выбора) по требованиям МАГАТЭ, РФ и США. Работа должна проводиться с привлечением специалистов-экспертов по отдельным направлениям (критериям выбора).
5. Наряду со своевременно полученными результатами инженерных изысканий, на качество проектной документации способны повлиять замечания, предложения и рекомендации, полученные по результатам проведенных процедур ОВОС в международном контексте. Поэтому в первую очередь, необходимо провести анализ процедур ОВОС по требованиям МАГАТЭ, РФ и США, взаимодействия с общественностью и другими заинтересованными сторонами в процессе выбора района/площадки под размещение АС и ее сооружения, сопоставление законодательных требований и процедур. Во-вторых, оценить необходимость и возможность внесения изменений в отчеты по ОВОС и проектную документацию по результату рассмотрения замечаний и предложений. Для этого рекомендуется указать в контакте на проектирование и сооружение АС непосредственное участие российской стороны, в частности проектировщика, в процедурах ОВОС и его роль на всех этапах их проведения. Следует отметить, что экологическое обоснование проектирования, строительства и эксплуатации АС в соответствии с международным подходом к ОВОС также будет актуально для АС, размещаемых на приграничных территориях, например, Балтийской АЭС [4,5,6].
6. При заключении межправительственных соглашений по сотрудничеству в области мирного использования ядерной энергии, предваряющих подготовку к заключению контракта на строительство АС российского проекта за рубежом, обязательным условием соглашения должна стать организация сотрудничества между надзорными органами двух стран. Цели такого сотрудничества:
- Организация квалифицированного перевода российских нормативных документов на язык страны партнера.
- Для адекватного технического и юридического перевода и последующего анализа местных НТД следует привлекать специалистов атомной отрасли, научных центров и представителей надзорных органов. Переведенные документы должны пройти одобрение в Российских надзорных органах и быть рекомендованы надзором для использования организациями, участвующими в проекте. Подобные работы возможно проводить на предконтрактной стадии в рамках двухсторонних межправительственных соглашений.
- Подготовка презентационных и учебных материалов разъясняющих общие принципы организации и функционирования российской нормативной базы, и демонстрирующие что Российская правовая база (законы, рекомендации, руководства, стандарты) соответствуют рекомендациям МАГАТЭ и других авторитетных международных организаций. В будущем это позволит упростить обоснование использование норм РФ при проектировании АС, и создаст базу для понимания зарубежным заказчиком Российского проекта и подходов к выбору площадки, проектированию, строительству, эксплуатации и модернизации АС.
- Подготовка презентационных и учебных материалов разъясняющих общие принципы организации и функционирования местной нормативной базы.
- Обучение, при необходимости, специалистов стран-реципиентов.
- Организация квалифицированного перевода местных нормативных документов на русский язык для изучения российскими участниками проекта, и использования при обсуждении условий будущего контракта и выбора площадки для размещения и строительства АС.
- Подтверждения правильности перевода Российских и Местных законов, правовых норм, правил и руководящих документов, используемых при выборе площадки, проектировании и на всех последующих этапах жизненного цикла АС.
- Анализ местной нормативной базы, на предмет ее полноты и совместимости с Российской нормативной базой, выработка решений по изменению и дополнению местной НТД (в случае необходимости) и (или) соглашений по использованию Российских НТД и их интеграции в местное правовое поле.
- Выработка решений и рекомендаций Ростехнадзора по использованию иностранной НТД Российскими участниками проекта, при реализации проекта за рубежом.
- Участие технических экспертов и специалистов в области права, представителей российских и местных надзорных органов на всех этапах выбора площадки, подготовки и реализации контракта на строительство АС.
Выводы
При выборе площадки и реализации проектов строительства АС за рубежом следует помнить, что схожие по смыслу и составу требования нормативных документов могут быть структурированы по-разному. Это приводит к отличию структуры проектно-конструкторской документации и набору поддерживающих расчетов (отчетов) от структуры документации в Российских проектах. Принципиально важно при этом согласовать схему разделения работ и информационных потоков между участниками проекта, разграничить ответственность сторон, оценить объемы работ и график их выполнения с учетом местных требований и логики реализации проекта. Поэтому после анализа нормативной документации и требований заказчика необходимо провести анализ процессов проектирования и сооружения АЭС, а также отражения местной специфики в структуре проектной и лицензионной документации.
В целом, по результатам сравнительного анализа можно сделать вывод, что, несмотря на имеющиеся отличия в нормативных документах по оценке выбора площадок для АС, нормативные документы РФ и США соответствуют требованиям по безопасности МАГАТЭ. Дальнейший детальный анализ и учет местных требований для каждого конкретного проекта (контракта) необходим для четкого разграничения ответственности сторон, планирования и организации работ, составления рабочих графиков и определения цены работ по проекту [7].
Список литературы:
- Лунева Е.В., Солдатов А.И. Анализ законодательства РФ, ЕС и США, применимого на этапе выбора площадки для строительства АС. / X Международная научно-техническая конференция «Безопасность, эффективность и экономика атомной энергетики». Тез. докл. Москва, 2016. С. 175-176.
- ОАО «Концерн Росэнергоатом». Сравнительный анализ российской и зарубежной нормативной базы по вопросам лицензирования, экспертизы, сертификации проектов и размещения АС. Москва, 2015. - 268с.
- Soldatov A.I. «The U.S. Nuclear Rules and Regulations 10.CFR.50 and 10.CFR.52 – Licenses and Certificates». Invited lecture for International Workshop «Nuclear Future: New Nuclear Power Plants, from Design to Generation». May 5-8, 2014, USA, Oregon, Corvallis.
- Каплан Е.М., Шварц А.А., Лунева Е.В., Макушенко М.Е., Румынин В.Г. Трансграничный аспект оценки воздействия строящихся АС на водные экосистемы (на примере Балтийской АС) // Геоэкология. Инженерная геология. Гидрогеология. Геокриология. 2015. №4. С. 291-304.
- Румынин В.Г., Каплан Е.М., Шварц А.А., Макушенко М.Е., Лунева Е.В.. Международные аспекты экологической оценки воздействия строящихся АС на водные ресурсы приграничных территорий / Международные аспекты водного законодательства. – М.: Издание Государственной Думы, 2015. С 6-14.
- Цупикова Н.А., Лунева Е.В. Сопоставление нормативных требований Российской Федерации и Европейского союза к вопросам охраны водных ресурсов при эксплуатации атомных станций на примере Балтийской АС. Труды первой научно-практической конференции с международным участием, посвященной 60-летию атомной энергетики «Экологическая безопасность АС». Изд-во «Аксиос», Калининград, 2014. С. 118-124.
- Лунева Е.В., Солдатов А.И. Подходы к выбору площадки под размещение АС российского проекта за рубежом // Труды третьей научно-практической конференции с международным участием «Экологическая безопасность АЭС». Калининград, 19–20 октября 2016 г. Изд-во «Аксиос», Калининград, 2016. С. 124-130.
Автор: Лунева Елена Владимировна, филиал АО «Концерн Росэнергоатом» по реализации капитальных проектов