ФГУП «Атомфлот» возглавит экс-гендиректор «Северного морского пароходства» Яков Антонов. На предприятии он станет первым «сторонним» руководителем, который не был связан с атомным судоходством
В пресс-службе госкорпорации подтвердили кадровые изменения. ФГУП возглавит Яков Антонов, уточнил представитель Росатома.
«В настоящее время его кандидатура проходит необходимые процедуры согласования. Планируется, что до завершения формальностей в связи со своим назначением он будет трудиться в качестве исполняющего обязанности гендиректора — директором по судоходству».
Леонид Ирлица, ранее занимавший должность гендиректора ФГУП, покинул компанию в связи с выходом на пенсию. Леонид Ирлица стал и.о. гендиректора предприятия 1 апреля 2022 года. Он работал на флоте с 1992 года, в 1994 году получил должность четвертого помощника капитана на атомном ледоколе «Вайгач», летом 2015 года стал капитаном этого ледокола.
Яков Антонов с мая 2020 года возглавлял ОАО «Северное морское пароходство». Оно перевозит грузы в северных морях и на Балтике, в том числе три судна компании обслуживают грузовую линию Санкт-Петербург — Калининград. В 2024 году пароходство получило субсидию из федерального бюджета на 69,8 млн руб., при том что просило предоставить господдержку на уровне 718,4 млн руб. По данным компании, она эксплуатирует десять сухогрузов, семь единиц дноуглубительного флота, буксир и самоходный рейдовый водолей.
В 2020–2023 годах пароходство генерировало выручку от 4 млрд до 6,4 млрд руб. Каждый год предприятие выходило в прибыль, при этом ее размер год от года существенно различался. В 2020 году чистая прибыль составила 213,4 млн руб., в 2021 году — 5,11 млн руб., в 2022 году — 398,5 млн руб. В 2023 году показатель снова упал до 5,8 млн руб.
Собеседник РБК, знакомый с Антоновым, характеризует его как опытного менеджера судоходной отрасли, но считает назначение нетипичным для «Росатома»: «Антонов всегда был судоводителем — он никогда не руководил ледоколами во главе каравана».
Источник, близкий к Минпромторгу, считает, что переход в «Атомфлот» станет для Антонова большим профессиональным лифтом. При этом новому руководителю ФГУП придется столкнуться с большими проблемами как организационного и экономического, так и технологического характера.
«Новому генеральному директору предстоит вместе с коллегами в дирекции развития Северного морского пути решать две противоположные задачи. С одной стороны, они будут решать вопрос окупаемости строящихся ледоколов, с другой — должны будут обеспечить конкурентоспособную ставку фрахта, чтобы привлечь судовладельцев на Северный морской путь», — говорит собеседник РБК.