На Ленинградской АЭС завершен вывоз ядерного топлива с энергоблока №2 РБМК-1000, остановленного в 2020 году для подготовки к выводу из эксплуатации. Все тепловыделяющие сборки, не достигшие половины от проектной глубины выгорания ядерного топлива, перевезены на действующие энергоблоки №3 и №4 РБМК-1000 Ленинградской АЭС для их дальнейшего дожигания в действующих реакторах.
Заместитель главного инженера по ядерной безопасности и надёжности Ленинградской АЭС Аркадий Соколовский:
«В настоящее время находится на этапе завершения проект, начавшийся в 2019 году сразу после останова нашего «первенца» — энергоблока №1 РБМК-1000. Все работы выполнялись и выполняются в строгом соответствии с требованиями норм и правил, действующих в атомной энергетике. Возможность и обоснованность предложений ленинградских атомщиков по дожиганию ядерного топлива с остановленных реакторов подтвердили институты научно-технической поддержки: АО «НИКИЭТ», НИЦ «Курчатовский институт» и АО «ВНИИАЭС». И сейчас можно говорить о том, что прогнозные показатели подтвердились. Более того – они будут перевыполнены. Фактически за счёт дожигания ядерного топлива планируется сэкономить 1010 свежих топливных сборок».
В ходе реализации проекта по дополнительному использованию ядерного топлива с остановленных для подготовки к выводу из эксплуатации энергоблоков №1 и №2 РБМК-1000 Ленинградской АЭС была организована транспортировка на действующие энергоблоки примерно по 870 топливных сборок с каждого остановленного реактора. При этом максимально использовалось штатное технологическое оборудование. Суммарно в работах было задействовано порядка 100 специалистов, инженеров и рабочих.
Окончательное завершение проекта планируется на декабрь 2024 года, когда в действующие реакторы №3 и №4 РБМК-1000 будут загружены последние тепловыделяющие сборки, вывезенные с остановленных энергоблоков. Стоит отметить, что опыт Ленинградской АЭС по дожиганию ядерного топлива в настоящее время активно применяется на Курской АЭС, где уже приступили к аналогичным работам. На очереди – адаптация опыта на Смоленской АЭС.
Напомним, в целях реализации наиболее безопасной и эффективной технологии дожигания был выполнен следующий комплекс работ: разработана транспортно-технологическая схема обращения с ядерным топливом, выпущена необходимая проектная и конструкторская документация, обоснована безопасность всей технологической последовательности работ, а также изготовление, монтаж и испытание нового оборудования, разработка эксплуатационной документации, подготовка персонала и другие работы.