Исполнилось 135 лет со дня рождения Василия Сапрыкина, руководившего возведением комбината 817 и города Озерска.
Василий Сапрыкин родился 22 марта 1890 года в крестьянской семье в станице Пришибской Терской губернии (сейчас город Майский, Кабардино-Балкария). Еще учась в Петроградском институте инженеров путей сообщения, работал техником в управлении строительства Черноморской железной дороги. Получив специальность инженера-строителя в 1915 году, довольно долго заведовал лесозаготовками при разных управлениях железных дорог, потом перешел в строительство.
В 1932 году начинается взлет карьеры: Василия Сапрыкина назначили главным инженером строительства Днепровского металлургического завода, следом — Магнитогорского металлургического комбината. Магнитку возглавлял Авраамий Завенягин, и их знакомство стало для Василия Сапрыкина судьбоносным. В своей книге «За завесой секретности, или Строительство № 859» Валентин Черников писал: «Отношения у них сложились исключительно деловые и одновременно дружественные. Во всем ощущалось взаимное расположение. А вот с начальником строительства контакт не удавался. Дошло до того, что, уехав в Москву, тот возложил исполнение обязанностей начальника не на Сапрыкина как главного инженера, а на одного из заместителей…
В 1938 году Василия Сапрыкина осудили по контрреволюционной статье и отправили в лагерь — строить Архангельский судостроительный завод. Однако Валентин Черников в своей книге изложил другую версию: на Белом море было упущение в изыскании песков. Это очень тормозило работы. В инженерной ошибке увидели вредительство. Завенягина и Сапрыкина сослали в Норильск. «В Норильске им обоим досталось нелегко, — писал Валентин Черников. — Однако Завенягин прибыл туда в роли начальника стройки, а Сапрыкин под винтовкой работал в каменоломне. Из-за этого он потерял на правой руке два пальца, средний и указательный. Впоследствии он получил все же инженерную должность… В 1941 году Сапрыкин из Норильска прибыл в Челябинск, а Завенягин в это же время был переведен в Москву на должность заместителя наркома внутренних дел. Он с тех пор ведал строительной отраслью в министерстве. Безусловно, Авраамий Павлович сыграл выдающуюся роль в освобождении Василия Андреевича. И вообще, Завенягин в судьбе Сапрыкина занимал существенное место, что укрепляло положение Сапрыкина, придавало ему раскованность в те нелегкие времена».
Василия Сапрыкина полностью оправдали в 1941 году. Через пять лет он придет в Минсредмаш, а пока его послужной список пополняется новой строкой: главный инженер строительства Челябинского металлургического завода.
В 1946 году Василия Сапрыкина назначили главным инженером строительства завода 817 (будущего «Маяка»). С участием Василия Сапрыкина выбирали площадку для комбината и города Озерска, который в то время еще называли Челябинском‑40. Еще не было договоров ни с одной проектной организацией, а правительство требовало срочно начать подготовку к строительству главных объектов производства оружейного плутония. Инженерный корпус взял на себя большую часть этих вопросов. Железные и автодороги, энергоснабжение, рабочие поселки, бетонные заводы, карьеры нерудных материалов — все это проектировала и утверждала команда Василия Сапрыкина под свою ответственность.
Сооружение первого промышленного реактора было затруднено тем, что по соображениям секретности проектную документацию строители получали на отдельные элементы зданий, помещений и конструкций. О том, что должно выйти, целостного представления практически не было. В таких условиях руководителям стройки приходилось проявлять недюжинные инженерные и другие способности.
Василий Сапрыкин внедрил на объекте «А» новые методы — например, при монолитном бетонировании «стакана» реактора использовали армокаркасы, в качестве опалубки применили несъемные железобетонные конструкции, ручную вязку арматуры заменили сваркой. Был принят комплекс организационно-технических мер, сокращающих тяжелую «тачечную» подачу бетона к месту укладки.
В июне 1949 года завод 817 выдал необходимое количество плутония для первой атомной бомбы, которая была испытана 29 августа 1949 года. Василий Сапрыкин продолжил работать в Озерске. В июне 1951 года его перевели на строительство системы ПВО в Москву. Он остался в столице. Был заместителем начальника Главспецстроя, начальником строительства высотных зданий в Москве, заместителем председателя технического совета Госстроя СССР, заместителем директора НИИ организации, механизации и технической помощи строительству Академии строительства и архитектуры СССР. Удостоен звания академика архитектуры при Академии художеств СССР.
Скончался Василий Сапрыкин в 1964 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.