Несколько лет назад авиасторительная компания Airbus запустила проект ZeroE, который должен был стать первым в мире серийным лайнером на водороде. Компания вложила в него $1,7 млрд, пообещала нулевые выбросы и запуск уже к 2035 году. Но теперь всё меняется: Airbus заморозила проект водородного самолёта, бюджет урезан, сроки отложены на 10 лет, инженеров переводят в другие отделы. Почему проект, который должен был спасти планету, в итоге ушёл в штопор?
Проект ZeroE представлялся как ответ климатическому вызову и был вторым по значимости после появления реактивного двигателя. Но теперь эко-мечта отложена минимум до 2045 года. Источник изображения: 4pda.to. Фото.
Проект ZeroE представлялся как ответ климатическому вызову и был вторым по значимости после появления реактивного двигателя. Но теперь эко-мечта отложена минимум до 2045 года. Источник изображения: 4pda.to
На первый взгляд, идея проста: заменить керосин на водород, чтобы избавиться от вредных выбросов. Водород — чистое топливо. При сгорании он даёт только водяной пар. Но использовать водород в самолётах оказалось сложнее, чем ожидали:
- температура хранения — минус 253 °C. Нужны особые баки и изоляция
- объём в 4 раза больше, чем у керосина при той же дальности полёта
- инфраструктура в аэропортах отсутствует полностью: водород нужно где-то производить, как-то доставлять и хранить. Это потребует гигантских вложений в инфраструктуру.
- цена билетов выросла бы, а пассажиры платить за «зелёность» не готовы. Даже энтузиасты, поддерживающие Грету Тунберг, вряд ли согласятся на билет в два раза дороже только потому, что самолёт не дымит.
По оценкам NASA, авиация даёт всего 2,5% выбросов CO₂, но оставляемые ею следы в небе могут усиливать парниковый эффект за счёт конденсационных облаков — их влияние учёные считают недооценённым.
Самое главное: Airbus долго шла по пути сжигания водорода в турбинах. Но при этом выделяются оксиды азота — а значит, полностью «чистым» такой самолёт не становится. Попытка перейти на топливные ячейки тоже не помогла: дальность полёта резко падает — аж до 1800 км, и в итоге выходит только небольшой региональный экологичный самолёт всего на 100 мест (а доля таких в мировых авиаперевозках крайне низка, поэтому проблема экологии не решилась бы).
Интересно, что первый водородный пассажирский самолёт поднялся в воздух ещё в 1988 году — советский Ту-155. Он выполнил около 100 полётов, в том числе 5 — только на водороде. Но и тогда стало понятно: технология дорогая, сложная и требует много условий.
Сейчас топливные гиганты BP и Neste отказываются от строительства заводов по производству водорода. Даже Porsche отменила переход на электромобили, снова вкладываясь в бензиновые двигатели. А ведь ещё в 2022 году Boeing официально заявила, что водород — это тупик.
Идея водородной авиации оказалась во многом завязанной не на технологии, а на политику. ZeroE был частью модной «зелёной повестки»: пока она была в тренде, водород поддерживали грантами и хайпом. И когда политический климат поменялся — интерес к проекту резко остыл. После смены власти в США ставка на экологию больше не в моде, а миллиарды на водородные самолёты выглядят всё менее оправданными.
Airbus обещает не забрасывать исследования и не закрыла проект полностью, но снизила его приоритет. Пока водород требует больше денег, чем даёт пользы, авиация будет коптить небо и дальше. Эксперты считают, что в ближайшие десятилетия водородные лайнеры не заменят привычные. Поэтому ещё лет 20 мы продолжим летать на авиационном керосине, а небо так и останется голубым со следами пролетевших самолётов.