На озере Иртяш водолазы «Маяка» провели плановый осмотр гидротехнических сооружений Озёрска. Штиль. Густой туман накрыл Иртяш: катер обеспечения работ под водой с включёнными фарами можно было отчётливо рассмотреть на расстоянии не более 20 метров.
Cамоходная платформа для спуска водолазов медленно приближается к намеченной точке. «Пролетарка» – так называется место, где расположена городская водонасосная станция. В 100 метрах от берега платформа становится на якорь, и на корме поднимается сигнальный флаг «Альфа» – по международной классификации предупреждение для всех, кто находится на акватории, о водолазных работах.
В разгар рабочей недели на тихой глади Иртяша никого нет, кроме сторожевых катеров Росгвардии, отчаянного спортсмена-любителя на байдарке, да семейства лебедей и нескольких стай уток. Тем не менее порядок есть порядок. Начинается подготовка к плановой осенней тренировке водолазов, которых на «Маяке» можно пересчитать на пальцах одной руки.
Для одного человека спуск под воду с аквалангом – это хобби, для другого – тяжёлая, опасная и кропотливая работа, которая требует не только выдержки и выносливости, но и мужества. Каждое погружение даже в одном и том же месте – спуск в неизвестность. Работа водолаза чем-то схожа с работой космонавта: проверка давлением, безупречное здоровье, скафандры, баллоны с кислородом.
– Водолазная группа службы экологии выполняет подводно-технические и водолазные работы по повышению безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений «Маяка» и Озёрска, – поясняет Павел Андронников, – а также обслуживание, обследование, выполнение текущего и мелкого ремонта. Это маленький, но дружный коллектив, который делает сложную, трудную и специфическую работу. Сейчас мы находимся рядом с водонасосной станцией на оголовке водозабора, чтобы провести не только тренировку, но и плановый осмотр сеток, которые препятствуют затягиванию ила, водорослей и рыбы в насосные агрегаты. Сегодня запланированы спуски в лёгком и тяжёлом водолазном снаряжении. Наши водолазы выполняют сложнейшие задания на объектах «Маяка», промышленных водоёмах и плотинах Теченского каскада водоёмов. Там большие глубины и сложные спуски. Хватает работы и между погружениями: это установка буёв и физзащиты на водоёмах, проверка и обслуживание снаряжения.
Оборудование у водолазов на суше достаточно тяжёлое. «Сухой» костюм с утеплителем весит пять килограммов, прибавьте к этому 18-литровый стальной баллон – 12 кг, плюс грузовой пояс – 12 кг, и резиновые ласты. В сумме почти 30 кг. Из необходимых под водой инструментов водолаз обязательно берёт фонарь. Кстати, на Иртяше недалеко от водонасосной станции стояли браконьерские сети. Поэтому и нож – неотъемлемый атрибут водолаза при спуске под воду.
Роль «лёгкого» водолаза в этот раз выпало исполнять Сергею Редкошееву. Водолазному делу он не изменяет уже 25 лет: начинал в Озёрске со службы спасения, затем стал работать на «Маяке». Сергей окончил школу водолазов в Воронеже, под водой может и металл разрезать, и сварочные работы провести. Перед погружением всегда читает молитву и на поверхности воды за несколько секунд перед тем, как уйти под воду, по традиции водолазов кричит во весь голос: «Служу водолазному делу!».
– В моей практике экстремальных ситуаций, связанных с работой под водой, не было, – говорит Сергей Редкошеев. – Это результат физической, моральной, психологической устойчивости и знание «от» и «до» техники безопасности проведения водолазных работ, а также оборудования и снаряжения. Самая большая глубина, на которую я погружался, – это 18 метров в Аравийском море. На промышленных водоёмах на водозаборах мы осматриваем и чистим решётки от тины и мусора, меняем задвижки и затворы, обследуем плотины. Там мы работаем в «тяжёлом» снаряжении. После выхода на сушу проводится дезактивация и чистка всего оборудования – от шлема до водолазных галош.
Ивану Пикулину облачиться в «тяжёлое» снаряжение помогали два специалиста группы водолазов. Если Сергей Редкошеев был готов к погружению через семь минут, то Ивану потребовалось на 30 минут больше. Одни галоши со свинцовыми подошвами, латунными носками и крепёжными ремнями чего стоят: пара весит 21 кг. А вес всего оборудования – специальной рубахи, галош и медного трёхболтового шлема – достигает 80 кг.
– Сам я вешу всего 74 килограмма, – смеётся Иван Пикулин, водолаз высшей квалификации. – Работал на «Маяке» токарем, и поступило неожиданное предложение – стать водолазом. Согласился сразу: я человек активный, мне нужна постоянная смена событий. Мы с этой профессией нашли друг друга ещё в 2009 году. Я был отправлен на учёбу в Воронеж. Опасность под водой подстерегает водолаза на каждом шагу. Что там скрывается на дне в мутной воде – непонятно: на расстоянии вытянутой руки не видно ни коряг, ни арматуры. Главное в снаряжении – чтобы всё было в порядке. Любой недостаток может стать если не фатальным, то очень неприятным. Потому проверяем снаряжение перед каждым погружением.
Основным плюсом в своей работе все специалисты группы водолазов считают смену «декораций» и нетривиальные задачи. Да и сами задания не всегда одинаковые: нужно что-то придумывать, что-то искать, как лучше технически выйти из той или иной ситуации. У водолазов есть поговорка: «Хороший водолаз – сухой водолаз». Это значит, что лучше полдня просидеть на берегу и подумать, как лучше и быстрее сделать работу, чем полдня нырять.
– Несколько лет назад появилась проблема с уровнем воды в водоёмах, – отмечает Александр Саламатин. – Чтобы не нарушить теплоснабжение Озёрска и промышленной площадки «Маяка», была проведена очистка водозабора Аргаяшской ТЭЦ. Это была незапланированная работа, но нам к этому не привыкать. В наших планах – приобрести современное водолазное оборудование для работы на «чистых» и промышленных водоёмах. А также освоить новые виды работ в связи с покупкой предприятием универсального амфибийного комплекса для улучшения экологической ситуации на водоёмах города и «Маяка».
Свою историю водолазная служба атомной отрасли начинает с 20 февраля 1964 года. В тот день приказом министра Министерства среднего машиностроения СССР Ефима Славского все водолазные работы в отрасли передаются тресту «Гидромонтаж», находящемуся в Московской области. Была создана водолазная инспекция, которая объединила весь личный состав этого профиля на объектах и площадках ядерной отрасли. Единая система позволила решать вопросы внедрения новых технологий, подготовки и переподготовки кадров, обеспечения техникой и средствами обеспечения водолазных работ, контроля за выполнением требований безопасности труда. Водолазные группы в составе строительных участков «Гидромонтажа» тут же разъехались по секретным стройкам ядерного комплекса Урала и Сибири. Обширна география мест, где трудились специалисты треста. Они участвовали в сооружении объектов на ПО «Маяк», ГХК (Железногорск), СХК (Северск), Ленинградской и Игналинской АЭС.
Сегодня на балансе предприятий атомной отрасли – более 200 гидротехнических сооружений. Водолазная служба представлена подразделениями в Аварийно-техническом центре Росатома и на атомных предприятиях в Железногорске, Северске и Озёрске.