Единый морской оператор северного завоза (предприятие в контуре госкорпорации «Росатом) на 100 % выполнил свои обязательства в рамках пилотного проекта по доставке грузов на территорию Чукотского автономного округа. Об этом сегодня сообщил специальный представитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов в рамках отраслевой конференции «Логистика северного завоза – от планирования до потребителя», организованной Комитетом по развитию
Дальнего Востока и Арктики Государственной Думы Федерального Собрания РФ в рамках XIX международного форума «Транспорт России».
В 2025 году деятельность Единого морского оператора (ЕМО) северного завоза осуществлялась в рамках пилотного проекта. На Чукотку доставили 152,44 тысячи тонн нефтепродуктов и 6,77 тысячи тонн контейнерных грузов. Для транспортировки были задействованы семь судов: пять танкеров и два сухогруза. В следующем году грузопоток в этот регион в рамках работы ЕМО планируется увеличить до 280 тысяч тонн.
Ярослав Мамонов, заместитель губернатора Чукотского автономного округа, высоко оценил сотрудничество с «Росатомом»:
«Хочу поблагодарить за профессионализм и слаженную работу с округом, позволившую завершить северный завоз в регион в рекордные сроки. Силами единого морского оператора с опережающими темпами была обеспечена мультимодальная перевозка грузов, включая такую специфическую опцию, как выгрузка на необорудованный берег. Благодаря этому все села на необорудованном берегу были обеспечены топливом уже в августе».
В преддверии навигации впервые была опробована практика заключения среднесрочных контрактов (до 3-х лет) с владельцами судов, что позволяет региону прогнозировать бюджет на несколько лет вперед и гарантирует стабильную работу судоходным компаниям. Владимир Панов отметил перспективу развития создания собственного флота, который призван заменить существующий. Необходимость появления новых судов возникла из-за того, что средний возраст тех, которые сейчас задействованы в перевозках грузов северного завоза, в среднем составляет более 33 лет. Он указал, что это создает риски для безопасности, обеспечения надежности и стабильности завоза грузов.
Владимир Панов сказал:
«С начала 2026 года успешный опыт новой системы организации северного завоза, протестированной на Чукотке, будет внедрен в других арктических регионах. В 2026 году свою заинтересованность в распространении опыта организации доставки грузов северного завоза с привлечением единого морского оператора, кроме Чукотки, высказали еще шесть регионов: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Красноярский край, Архангельская область, Сахалинская область, Хабаровский край. С этими субъектами уже верифицирован объем северного завоза, проработаны и согласованы маршруты».
Он отметил, что при реализации проекта будут учитываться уникальные особенности каждой территории: сложившаяся в регионе логистика, ограниченный период арктической навигации, климатические условия и уровень развития инфраструктуры.
Основные понятия, принципы организации и регулирования осуществления завоза грузов северного завоза на территории удаленных субъектов Российской Федерации введены Федеральным законом «О северном завозе» от 04.08.2023 № 411-ФЗ. Одним из нововведений этого федерального закона стало создание института ЕМО – уполномоченного Правительством Российской Федерации юридического лица, определяемого сроком на пятнадцать лет и осуществляющего регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами по утвержденным федеральным координатором северного завоза маршрутам и графикам в условиях государственного регулирования цен (тарифов) на услуги ЕМО. Дата начала деятельности ЕМО (не позднее 01.01.2026) определена Правительством Российской Федерации. В соответствии с принятыми Правительством Российской Федерации решениями, проработка вопроса создания ЕМО была поручена госкорпорации «Росатом».
