27 ноября на стенде «Росатома» ведущие российские ученые-материаловеды выделили ключевые факторы развития кадрового потенциала в управлении наукой: профильное обучение, пилотные проекты и индивидуальный подход. Мероприятие прошло в рамках V Конгресса молодых ученых на федеральной территории «Сириус».
Директор по разработке научно-технических проектов ЕОТП (Единый отраслевой тематический план, в рамках которого разрабатывается большинство научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ «Росатома») частного учреждения «Наука и инновации» (входит в «Росатом») Иван Сафонов на правах модератора поднял вопрос о компетенциях методах управления, которыми должны обладать современные руководители научных коллективов.
Старший вице-президент по развитию Сколковского института науки и технологий Сафонов Александр отметил, что современные методики управления основываются на фундаментальных знаниях, поэтому получая новый уровень ответственности в качестве управленца, лучше всего опираться на дополнительное профессиональное образование, открывающее возможности глубокой интеграции в производственные процессы.
«По собственному опыту могу сказать, что дополнительное образование очень помогло в руководстве научными группами и коллективом. Благодаря специальным знаниям тебе легче разбираться в тонкостях финансирования проекта, распределения ресурсов», — отметил Александр Сафонов.
Заместитель директора по химическим и материаловедческим исследованиям и технологиям НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Бакрадзе, говоря о трансформации, которую проходят ученые в момент профессионального роста и обретения ответственности за коллектив, отметил, что успешная карьера ученого подразумевает планомерное развитие и становление, как специалиста с широким кругозором до успешного руководителя научного коллектива.
«Мы продолжаем путь наших учителей – организаторов науки. В нашей сфере, в области материалов и технологий специалист развивается вместе со своими проектами: в исследовательской работе, внедрении разработок, технологий ты постепенно переходишь на новый уровень. И при способностях к управлению не только собой, но и коллективом, становишься руководителем».
Затронули на сессии и вопросы кризис-менеджмента. В области новых материалов важно заметить предрасположенность специалиста к управленческой работе. Комментируя этот вопрос, первый заместитель директора частного учреждения «Наука и инновации» («Росатом»), научный руководитель приоритетного направления научно-технологического развития госкорпорации «Росатом» «Материалы и технологии» Алексей Дуб отметил, что решение конкретных задач подразумевает строгую самодисциплину и последовательность в работе.
«Успешный материаловед — человек, который умеет структурировать задачи. Профессионалы чаще предлагают ответы, а не только задают вопросы, если ты умеешь распределять свои обязанности, а затем коллектива — управляешь ситуацией. Наука — это структура и профессионализм. Управление в материаловедении предполагает не просто знание методик и их применение, но и понимание объёма задач, имеющегося ресурса и необходимого момента его применения. Важно предоставить специалисту возможность проявить себя».
