Госкорпорация «Росатом» планирует с 2015 года перейти на серийное строительство атомных электростанций. Об этом на форуме Минэнерго «Отрасль. ТЭК-2011»в Санкт-Петербурге сообщил журналистам начальник отдела электроэнергетики «Росатома» Борис Бокарев.
«Мы с 2015 года переходим на серийное строительство АЭС», – сказал он, уточнив что, в соответствии со стратегией развития атомной отрасли до 2030 года по базовому варианту, на который ориентируется «Росатом», планируется построить 36 новых энергоблоков стоимостью около 2700 долларов за 1 кВт установленной мощности.
Атомные станции стоят дороже других типов электростанций. Конечно, базовая цена возведения генерирующих блоков зависит от многих параметров, но средняя стоимость возведения 1 кВт мощности газовой ГРЭС, по подсчетам, например, аналитика ИК «Церих кэпитал менеджмент» Николая Подлевских,составляет 1000-1500 долларов, угольной – 1300-2000 долларов. Стоимость сооружения ГЭС обычно укладывается в 2000-4000 долларов за 1 кВт, а стоимость строительства атомной станции начинается от 4 тыс. долларов за киловатт.
Снизить стоимость и ускорить темпы строительства АЭС, для того чтобы начать их серийное производство, «Росатом», по словам Бориса Бокарева, намерен за счет внедрения после 2013 года типового оптимизированного проекта энергоблока АЭС большой мощности на базе технологии водо-водяных реакторов – ВВЭР-ТОИ (типовой оптимизированный информатизированный реактор).
«В 2013 году мы закончим разработку проекта ВВЭР-ТОИ, что позволит нам снизить стоимость и сроки строительства новых АЭС. В частности, стоимость строительства, как мы ожидаем, снизится на 20%, а сроки строительства составят до 40 месяцев», – передало его слова РИА «Новости».
Структура «Росатома» – компания «Атомэнергопроект», которая разрабатывает ВВЭР-ТОИ, в прошлом году разработала концепт-проект энергоблока и создала 3D-модели реакторного здания, вспомогательного реакторного здания, хранилища свежего ядерного топлива и здания турбины. На этот год запланированы работы по созданию информационной модели энергоблока, систем управления проектом, сооружением энергоблока, поставками. Кроме того, атомщики сейчас создают единое информационное пространство проекта ВВЭР-ТОИ (единый веб-портал, через который будет осуществляться коммуникация между отраслевыми компаниями и организациями, участвующими в реализации проекта). И у «Росатома», видимо, нет сомнений в том, что первый энергоблок ВВЭР-ТОИ мощностью 1,1 ГВт будет в 2019 году запущен в Нижегородской области.
«Мы работаем над проектом ВВЭР-ТОИ и обсуждаем пилотный проект в привязке к Нижегородской АЭС. Сроки по ВВЭР-ТОИ предусматривают сдачу блока в 2019 году, а значит физпуск – в 2018 году», – сообщил журналистам в ходе недавнего международного форума «Атомэкспо-2011» гендиректор нижегородской инжиниринговой компании «Атомэнергопроекта» Валерий Лимаренко.
Деньги на строительство «серийных АЭС» по проекту ВВЭР-ТОИ «Росатом», очевидно, намерен получить не только из государственной казны, но и от негосударственных инвесторов. И атомная электростанция мощностью свыше 1 ГВт, построенная за три с половиной года по цене меньше 3 тыс. долларов за киловатт, безусловно, их интерес привлечет. Подобный подход атомный концерн сейчас пытается применить при строительстве Балтийской АЭС в Калининградской области. По проекту АЭС-2006, который является предшественником ВВЭР-ТОИ, в 2016 и 2018 годах здесь должны быть введены два энергоблока общей мощностью свыше 2 ГВт. Сейчас, по словам руководителя проектной группы «Балтийская АЭС» госхолдинга «Интер РАО» Максима Козлова, заканчивается подготовка банковского технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта сооружения этой станции, после чего компания сможет назвать конкретных инвесторов, которые готовы вложиться в строительство Балтийской атомной электростанции.
«Мы рассчитываем на то, что стратегических инвесторов, конечно же, будет больше, чем один. Это будет, может быть, две-три компании – не слишком много, но и не одна», – сказал он.
Поскольку основным рынком сбыта электроэнергии этой АЭС станут страны Балтии, Польша и Германия, то предпочтение, по словам Михаила Козлова, будет отдано зарубежным инвесторам, но в качестве таковых рассматриваются и российские партнеры.
Конечно, проект ВВЭР-ТОИ станет одним из главных козырей «Росатома» на международном рынке строительства атомных электростанций, который хоть и просел немного после аварии на японской станции «Фукусима-1», но быстро восстановится. Но и в России атомная энергетика востребована как официально – ее развитие всячески поддерживают первые лица страны, так и концептуально. Европейская часть страны фактически исчерпала возможность наращивать мощность своей энергосистемы за счет тепловых электростанций и ГЭС. Поэтому существенный прирост мощности, необходимой для развития новых производств в этой части страны можно обеспечить лишь за счет строительства атомных станций возле крупных городов, повсеместного повышения энергоэффективности (экономии электроэнергии) и использования тех источников энергии, до которых раньше руки не доходили (навоз, например, на селе).
Правда, есть одно «но» в этой благостной картине. По мнению ряда специалистов,ни машиностроительная отрасль, ни общестроительная база создания АЭС пока не готовы обеспечить тот «серийный рывок», который наметил «Росатом».