На 15 октября назначено внеочередное общее собрание акционеров ракетно-космической корпорации «Энергия», сообщили «Известиям» в компании. На повестке дня собрания — вопрос о переизбрании председателя совета директоров акционерного общества. Вместо Александра Беглова, заместителя руководителя администрации президента, правительство предложило избрать председателем совета Михаила Ковальчука, директора «Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» (НИЦКИ).
— Выполняем распоряжение президента, запрещающее чиновникам высшего ранга занимать места в советах директором госкомпаний, — пояснил «Известиям» президент «Энергии» Виталий Лопота. — Я знаю Михаила Валентиновича, у нас нормальные, здоровые отношения, никаких разногласий нет.
Беглов помог «Энергии» ускорить вопрос с присоединением химкинского НПО «Энергомаш» — производителя ракетных двигателей. Для «Энергии» было важно получить контроль над «Энергомашем» в сжатые сроки, чтобы снизить себестоимость двигателей для ракет-носителей «Зенит», поставляемых для программы «Морской старт» (РКК «Энергия» пытается вывести «Морской старт» из состояния банкротства).
Лопота выразил надежду, что с приходом Ковальчука резко активизируются работы по созданию ядерной энергетической установки (ЯЭУ) мегаваттного класса для космических кораблей. Создать ядерный космический двигатель Россия планирует до 2020 года, головной организацией по данной теме выступает Исследовательский центр имени Келдыша.
НИЦКИ включился в проект в 2009 году. В июне позапрошлого года Михаил Ковальчук заявил на пресс-конференции: «По договоренности с РКК «Энергия» мы реанимируем всю тематику по созданию ядерных энергетических установок (цитата по ИТАР-ТАСС)». Тогда Ковальчук пояснил, что РКК «Энергия» как предприятие, разрабатывающее марсианскую программу, «остро нуждается в атомном буксире, позволяющем перетаскивать корабли и грузы в космосе».
Для сравнения: ядерный двигатель способен доставить космический корабль к Марсу за месяц (с учетом того, что Земля находится точно между Солнцем и Марсом и расстояние до Марса порядка 56 млн км), тогда как используемые сегодня химические ракетные двигатели справятся с этой задачей за полгода.
Сам Михаил Ковальчук предпочел не комментировать вопрос своего избрания председателем совета директоров РКК «Энергия» до того, как это произойдет.
Эксперты космической отрасли считают, что с помощью Ковальчука «Энергия» может получить ощутимую поддержку государства. Возглавляя Курчатовский институт, он не раз доказывал, что может эффективно управлять крупной научной организацией.
— Ковальчук является знаковой фигурой в российской научной политике, — говорит руководитель кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково» Сергей Жуков. — Если он захочет решительно помогать «Энергии», то может сделать очень многое. Вопрос заключается в том, насколько та или иная программа является обоснованной. В то же время мне представляется, что «Энергия» и головная организация по теме создания ядерного двигателя должны понимать, что получение госсредств должно подкрепляться трезвой научной работой и решением объективных задач научно-технического характера.
Решение о подготовке к полету на Марс на правительственном уровне еще не принято. По подсчетам экспертов Центра имени Хруничева, проект покорения Марса с созданием там обитаемой колонии обойдется в 4,8 трлн рублей.
— Неплохо, если такие проекты, как создание ЯЭУ, будут сопровождаться разработкой национальной космической политики, — говорит Жуков. — Чтобы понимать, для чего мы делаем ядерный двигатель. Потому что неочевидными на сегодня остаются самые главные вопросы: куда мы собираемся лететь и с кем мы кооперируемся? Если все же летим на Марс или на астероид, то двигатель мог бы стать неплохим вкладом в объединенный проект.