Расширенное заседании коллегии Государственной инспекции ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ) открылось в Киеве 24 ноября 2011 года. Тема заседания - обсуждение результатов выполнения целевой внеочередной оценки состояния безопасности действующих энергоблоков АЭС и сухого хранилища ОЯТ Запорожской АЭС с учётом событий на АЭС "Фукусима Дайичи".
По замыслу организаторов, каждая из четырёх украинских станций должна представить отчёт о результатах выполнения внеочередной оценки состояния безопасности. На европейский манер, эти оценки часто называют стресс-тестами.
В первый день вниманию слушателей были предложены доклады по Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Обсуждение докладов по Запорожской и Ровенской станциям назначены на 25 ноября.
Хотя состав собравшихся в здании на улице Грушевского и глубина их познаний в атомной энергетике и сущности и содержании стресс-тестов неоднородны, атомщики не ограничиваются общими словами и приводят конкретные данные по своим станциям.
Так, в докладе по Хмельницкой АЭС даётся расчётный интервал времени до повреждения активной зоны для сценариев "Полное обесточивание АЭС" и "Потеря теплоотвода к конечному поглотителю".
Без вмешательства персонала интервал составляет 2 часа 51 минуту. При действиях операторов в соответствии с противоаварийными мероприятиями, предписанными СОАИ, интервал увеличивается до 12 часов.
Кроме этого, в ходе целевой переоценки безопасности ХАЭС были определены минимальные и достаточные запасы по времени начала действий операторов и запасы воды и раствора борного концентрата для эффективного отвода тепла от активной зоны и бассейна выдержки в течение трёх суток.
В кулуарах мероприятия на вопросы журналистов ответил президент НАЭК "Энергоатом" Юрий Недашковский.
"Сегодня начала работу расширенная коллегия ГИЯРУ, в которой участвуют и НАЭК "Энергоатом", и экспертные организации, и общественный совет… Запланировано заслушать все четыре атомные станции… Запланировано проводить обсуждения после каждого из докладов", - пояснил Недашковский.
"Я считаю, что идёт конструктивная работа", - добавил он.
Отвечая на вопрос о сути противоаварийных тренировок, проходящих в настоящее время на украинских АЭС, Юрий Недашковский сказал:
"Это реальная работа на тренажёре. Тренажёр моделирует протекание процессов. Настолько там сильны математическая база, программное обеспечение и компьютерная техника, что они позволяют смоделировать любую ситуацию".
В тренировках задействован сменный персонал, выведенный из смены, пояснил Недашковский:
"У нас по нормативу шесть смен должно быть персонала, а подготовлено лицензированного персонала на разных станциях от восьми до десяти смен. Резервная смена заводится на полномасштабный тренажёр и там моделирует всю ситуацию с реакторным оборудованием, с турбинным оборудованием - всё то, что управляется с блочного щита. Административный персонал в ходе тренировок перемещается в кризисный центр. У нас на каждой станции два кризисных центра - основной и резервный. И ещё кризисный центр есть в аварийно-техническом нашем центре в Киеве".
У аварийно-технического центра есть обученные кадры и необходимая техника, включая робототехнику и средства радиохимразведки.
"Задействуем всё и моделируем все ситуации. Но и этого мало. Также мы привлекаем местные власти, органы самоуправления. Как правило, участвуют в наших тренировках министерство чрезвычайных ситуаций и СБУ… Мы моделируем не только то, как оператор будет сидеть за пультом и пытаться справиться с протеканием процесса, и а то, как раскручивается вся пружина государственного аварийного реагирования", - сказал Недашковский.
Президент НАЭК "Энергоатом" подтвердил, что в ходе тренировок рассматриваются сценарии, при которых стихийное бедствие затронуло город-спутник.
Юрий Недашковский ответил также на ряд вопросов, касающихся строительства блоков №№3-4 Хмельницкой АЭС.
Президент НАЭК "Энергоатом" предложил разобраться с терминологией по поводу "строительства" и "достройки" блоков:
"Для нас это достройка в том смысле, что мы используем существующую площадку, планируем интегрировать имеющееся оборудование и конструкции. Объём интеграции сейчас не определён, потому что это должно делаться не на стадии технического обоснования, а на стадии технического проекта. Поэтому для нас, в "техническом сленге", это будет достройка. Но если говорить о нормативной базе, о чём всегда думает регулятор, это новое строительство", - подчеркнул Недашковский.