Длительный переговорный процесс между Украиной и США относительно финансирования проекта по строительству Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива наконец завершился.
В среду руководители НАЭК «Энергоатом» и американской правительственной корпорации OPIC подписали соглашение о страховании политических рисков на сумму $250 млн, что полностью открыло путь для американских инвестиций. Четверть миллиарда - на самом деле очень серьезная сумма не только для Украины, но и для иностранных программ американского правительства. Почему в Вашингтоне согласились на такой шаг? Какие гарантии при этом предоставляет украинская сторона и какие перспективы открывает подписанное соглашение? На эти и другие вопросы ответил в Вашингтоне в эксклюзивном интервью Укринформу президент ГП НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский.
- Юрий, прежде всего, поздравляю с соглашением. Можете ли прокомментировать, каких усилий стоило Украине получить такое доверие со стороны OPIC? Как долго длился процесс, и какие гарантии украинская сторона обеспечила инвесторам?
- Сам по себе проект строительства Централизованного хранилища стартовал еще в 2005 году, когда я подписал соответствующий контракт. Длительное время эта работа просто пробуксовывала. Сам контракт предусматривал привлечение финансирования для выполнения всех работ, но в 2008 году глобальный кризис привел к банкротству банка, который выделял средства на этот проект, у него появились новые владельцы. То есть, по сути, финансовая схема была уже развалена на тот момент. Мы пытались долгое время обеспечить финансирование через американский EximBank, но он прекратил выделение средств на такие проекты. После этого, в 2014 году мы начали искать другие источники финансирования, и в 2015-м у нас состоялась первая встреча с представителями Bank of America, где мы обсудили, каким образом можно было бы обеспечить выделение средств. Тогда появилась идея, что все будет сделано под гарантии OPIC.
В течение трех лет продолжалась очень напряженная работа по проведению процедуры due diligence Энергоатома (детальная независимая проверка объекта инвестирования - ред.). При этом выяснялись обстоятельства, как работает компания на энергетическом рынке Украины, каким образом будут происходить изменения в связи с введением закона о новой модели рынка, которая заработает с 2019 года. Это все учитывалось и, конечно, требовало гарантий со стороны Правительства Украины. Кроме того был проведен аудит собственно проекта построения Централизованного хранилища, а для гарантий OPIC состоялся экологический аудит, а также аудит цен.
В итоге НАЭК «Энергоатом» был признан компанией с хорошей кредитной историей. Все это дало возможность обеспечить рейтинг Аа2 для этой сделки, то есть рейтинг облигаций, которые были эмитированы под привлечение $250 млн. Это очень высокий рейтинг, которого вообще не каждое государство может достичь. Это дало возможность уменьшить ставку кредитования, а инвесторам с американского фондового рынка дало гарантии, что они в течение длительного 20-летнего периода будут иметь возможность не только вернуть свои средства, но и стабильно получать прибыль на купленные облигации.
То есть, это была трехлетняя и очень напряженная работа по всем направлениям.
- Можете сейчас назвать крупнейших инвесторов, которые заходят в проект строительства Централизованного хранилища на Украине?
- Схема проекта предусматривает, что у нас договор заключен со специальным трастом, который так и называется в переводе с английского - по сооружению безопасного Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива. Сейчас Bank of America перечислил средства на траст, и мы будем уже делать выборки для того, чтобы оплатить первые платежи для компании Holtec International по выполненным работам и изготовленному оборудованию. Мы также перекредитуем ранее привлеченные Энергоатомом кредиты, когда мы не имели реальных источников финансирования, под хорошие ставки. Сейчас ставка кредитования составляет 6,833 - это отличная процентная ставка, которая говорит о том, что это очень выгодное привлечение средств.
А насчет инвесторов - это вопрос не ко мне. Это компании с американского фондового рынка, очень мощные и очень надежные, которые были заинтересованы в том, чтобы купить эти облигации.
- Что означает для Украины подписанное соглашение кроме гарантий по кредиту?
- Да, это не только очень выгодный кредит, не только, как вы сказали, возвращение OPIC на Украину, это открывает возможность для дальнейшего сотрудничества. Мы уже начинаем обсуждать с Bank of America новые направления сотрудничества под другие проекты, с которыми мы готовы ознакомить и доказать, что они являются экономически эффективными и могут гарантировать очень хороший процент для нас как для заемщика, а для инвесторов оказать очень надежную схему вложения их средств. Очень важно, что это средства американского фондового рынка. И это первый ядерный проект на Украине, который будет финансироваться не только за счет привлечения кредита в банковском учреждении, а с американского фондового рынка. Это очень знаково.
- Сколько нужно времени для строительства Централизованного хранилища на Украине?
- Работы ведутся уже давно. В прошлом году мы получили первую партию вспомогательного оборудования. Она растаможена и сейчас хранится на одной из наших атомных станций. Уже разработаны и изготовлены первые образцы основного оборудования, и команда Энергоатома сейчас параллельно работает на заводах Holtec International в Питсбурге и Кэмдене (США) и принимает участие в заводских приемочных испытаниях. По графику запланированных работ, во второй половине 2019 года мы должны поставить первые контейнеры на площадку Централизованного хранилища.
До этого мы получили лицензии Госатомрегулирования на строительство и эксплуатацию Централизованного хранилища, начали строительные работы в прошлом году. Сейчас завершены работы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС возле пгт. Буряковка, в частности, по вертикальной планировке, снят плодородный слой и выровняли песок, что позволило очень серьезно улучшить дозиметрическую обстановку. Я лично прошелся 5,5 км с дозиметром, и радиоактивный фон там намного меньше чем в Киеве.
Кроме того, начаты работы по сооружению подъездного железнодорожного пути с общей протяженностью 5,5 км. Более половины этой колеи уже реально построено и фактически по всей длине сделана соответствующая насыпь. То есть, свою часть на Украине Энергоатом совместно с подрядными организациями планируют завершить и ввести первый пусковой комплекс в эксплуатацию во второй половине следующего года.
- Общий размер финансирования этого проекта? Ведь $250 млн - это просто гарантия для инвесторов.
- Что касается инвестиций, то стоимость контракта с Holtec International составляет $299 млн. Инвестиционная составляющая этого контракта, там где мы инвестировали в разработку технологий, образцы, лицензирование составляет $78 млн. Все остальное - это стоимость контейнеров, которые будут поставляться для пусковых комплексов объемом примерно 20% от общей мощности этого хранилища.
- Когда в сентябре прошлого года Holtec International открыла завод по производству малых модульных реакторов в Нью-Джерси, президент компании Крис Сингх сказал, что рассматривает возможность открыть подобное предприятие на Украине. Что-то изменилось с того времени, были сдвиги?
- Мы движемся в этом направлении. Holtec International кроме изготовления контейнеров для отработанного ядерного топлива является также разработчиком так называемых малых модульных реакторов. Этот технологический кампус, где мы перерезали ленточку в сентябре прошлого года возле Филадельфии (в городе Кэмден - Ред.), предназначен не только для производства контейнеров, но и для будущего производства корпусов этих реакторов. Президент Holtec International Крис Сингх прогнозирует большой спрос на малые модульные реакторы, в частности, на Ближнем Востоке у него уже законтрактованы большие объемы. Поэтому, ему будет нужен не один завод в Кэмдене (США), он планирует открыть еще два так называемых логистических центрах, то есть построить еще два таких завода. Один, по его словам, планируется разместить в Индии, а второй - на Украине, потому что он уже длительное время реализует свои проекты на Украине. Кстати, Хранилище №2 на Чернобыльской станции тоже оборудуется Holtec International. Им очень нравится работать с украинскими инженерами, поскольку они имеют высокий технологический уровень, высокий уровень осведомленности и инженерной грамотности. На основе этого опыта им интересно в дальнейшем отталкиваться от Украины.
- Если говорить о временных перспективах, то когда этот завод может появиться на Украине?
- Это будет зависеть от процедуры лицензирования самого малого модульного реактора SMR-160 мощностью 160 МВт, который разрабатывает сейчас HoltecInternational. Они уже сейчас начали процесс лицензирования в Канаде. Положительные выводы канадского регулятора дадут им возможность начать строительство, по их планам, примерно в 2023-2024 годах для Ближнего Востока. И далее, в зависимости от количества заказов на эти реакторы, Holtec будет определяться с дальнейшим сооружением своих логистических центров на территории Евразии - на Украине и Индии.
Что касается Энергоатома, то мы очень заинтересовались проектом малых модульных реакторов, и сейчас мы разрабатываем совместно с нашим Госатомрегулирования и киевским представительством Holtec International план мероприятий по пилотному проекту внедрения первых малых модульных реакторов на Ривненской АЭС взамен энергоблоков номер один и два с реакторами ВВЭР-440, которые к 2030 году отработают свой проектный ресурс. Если новая технология успешно пойдет и будет лицензирована, то внедрение новых реакторов на Украине будет очень перспективным в качестве замещающих мощностей, а также, возможно, для внедрения на новых площадках.