О пожаре на борту атомного ледокола «Вайгач», унесшем две человеческие жизни, мы уже рассказывали. Напомним, 14 декабря около 23 часов по московскому времени на втором мостике жилой надстройки ледокола, находившегося в Енисейском заливе, возникло возгорание. В момент пожара судно находилось в 140 километрах от порта Дудинка, в районе поселка Караул. Был назван и источник пожара: угловая каюта второго мостика - каюта второго механика. Впрочем, о возможных причинах пожара, равно как и о его последствиях, тогда можно было говорить только предположительно.
Дистанция в две недели позволяет делать пусть и не окончательные, но хотя бы предварительные выводы. Ими с членами общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области, а также с журналистами поделился генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша. Он побывал в Дудинке, где осмотрел ледокол. На заседании же совета гендиректор появился прямо с гражданской панихиды, проводив в последний путь машиниста «Вайгача» Павла Бажукова. Тело второго погибшего, Валерия Морозова, доставлено на родину - в Железногорск Курской области.
- Есть две вероятные причины пожара, - сообщил Рукша. - Первая - воспламенение системного блока компьютера. В нем могла загореться пыль. Сотрудники МЧС свидетельствуют, что таких случаев сейчас немало. Причем такое возгорание сопровождается небольшим взрывом. Отчего сразу возникает относительно большой очаг возгорания. Другая возможная причина - незатушенный окурок.
Впрочем, как подчеркнул Вячеслав Рукша, вторая гораздо менее вероятна. Второй механик ушел из каюты в 20.30. А сигнализация сработала почти через два с половиной часа, ближе к одиннадцати ночи. Вряд ли покрытие пола или тем более сам окурок тлели, не возгораясь, столь долго.
Что же касается называвшихся первоначально среди вероятных причин трагедии старой проводки и короткого замыкания, то в этом руководитель «Атомфлота» вообще видит некомпетентность сообщивших такую информацию лиц. Ледоколу всего 21 год. Старая проводка - так же, как и в домах - эта та, которой лет сорок. Так что проблем здесь быть не могло. И предварительных срабатываний автоматики из-за короткого замыкания или перегрузки сети не было.
Пожар никак не повлиял ни на работу реакторной установки атомохода, ни на его управляемость. Реактор вообще удален от надстройки. Шахта же, в которой через все палубы проходят трапы и все коммуникации к ходовому мостику, имеет мощнейшую изоляцию, которая способна выдержать любой пожар. Сам ходовой мостик тоже имеет снизу серьезное противопожарное покрытие, поэтому и он не пострадал.
Но вот что касается остальной надстройки, то она пострадала довольно сильно. Сильнее, чем по логике должна бы. Большого объемного пожара вроде бы не было. Но не до конца пока понятные взрывы (их точные причины еще предстоит выяснить) крушили мостик за мостиком. Судите сами: пожар, как уже было сказано, начался на втором мостике. Приблизительно через час - взрыв на третьем, спустя еще 17 минут - на четвертом и еще через 10 минут - на пятом.
Очевидцы свидетельствуют: была очень сильная задымленность всех помещений. На третьем мостике в каюте задохнулся старший мастер КИПиА Валерий Морозов. Возможно, именно обилие гари повлияло на контакты температурного датчика в каюте, где начался пожар. И датчик сработал не сразу. А это дало время пожару разгореться. Он, как сковородку, поджаривал палубу третьего мостика. И так по цепочке - все выше и выше.
Что же так активно горело на корабле?
- Можно предположить, что покрытие, которое менялось в 2006 году, - высказал версию Вячеслав Рукша. - Хотя на него имеются все необходимые сертификаты, возможно, оно выделяло какие-то легкие горючие смеси. Без поступления кислорода извне они накапливались вверху, у подволока. А когда открывали двери или окна, то происходил взрыв. Впечатление у меня именно такое. Потому что стоит, например, в каюте книжная полка: левая часть книг обгоревшая, а правая вся целая. То есть объемного пожара не было. А был взрыв.
Именно при взрыве на пятом мостике погиб машинист Павел Бажуков. Он шел первым в группе разведки, открыл дверь - и был накрыт взрывной волной.
О работе экипажа Вячеслав Рукша рассказал особо. Моряки действовали быстро, слаженно и динамично. В 22.55 сработала сигнализация. Через три минуты объявили пожарную тревогу. В 2.55 огонь был ликвидирован на всех мостиках. Начали смотреть в каютах, тушить мелкие очаги возгорания. И еще через час огонь фактически полностью был погашен.
Экипаж разместили на нижних мостиках. 20 декабря инспекция портового надзора Дудинки оформила разрешение на выход «Вайгача» в рейс для продолжения работы.
- Ледокол сохранил свои мореходные качества, - подчеркнул Вячеслав Рукша. - Энергетическая установка чисто конструктивно не могла быть затронута таким пожаром. Самое печальное - два наших товарища погибли. Это, конечно, утрата невосполнимая. Что же касается ущерба для самого атомохода, то он вполне восстановим. Кормовые каюты почти всех мостиков вообще в хорошем состоянии. В планах ледокола - работа до 10-14 января. Потом он вернется в Мурманск. И наша задача - до марта полностью привести его в порядок.