Главная бухгалтерская служба США (GAO, аналог Счётной палаты) произвела проверку того, как регуляторы контролируют процесс сбора средств на вывод из эксплуатации атомных блоков.
Вывод по-американски
104 действующих американских атомных блока, расположенных на 65 площадках, обеспечивают примерно 20% от общей генерации страны.
Комиссия по ядерному регулированию (NRC) США требует, чтобы по окончанию работы блока фон на его площадке должен быть снижен до уровня, который позволил бы завершить действие лицензии на эксплуатацию реактора и переопределить площадку под использование для других нужд.
Такой процесс называется "вывод из эксплуатации" (decommissioning) и стоит сотни миллионов долларов для каждого блока. К данному моменту, в США завершён процесс вывода эксплуатации 10 блоков, а ещё 13 находятся на этой стадии (указанные 23 блока не включаются в число 104 действующих).
NRC отвечает за то, чтобы эксплуатирующие организации предоставляли разумные гарантии наличия у них адекватных фондов для вывода блоков из эксплуатации. ЭО обязаны гарантировать, что в процессе вывода не столкнутся с нехваткой средств и обеспечат выполнение графика вывода.
Гарантии должны предоставляться в ходе всего срока службы реакторов (40 лет исходно и 20 лет по продлённой лицензии), а также в течение всего времени вывода блока. По требованиям NRC, вывод обязан завершиться не позднее, чем спустя 60 лет после окончательного останова блока.
Под такими гарантиями регуляторы понимают, в том числе, накопление средств в специализированных фондах. Собранные суммы на конец службы блока должны быть больше или равны полной стоимости вывода. Регулярные отчисления в фонды производятся по формуле, разработанной в NRC.
Не реже, чем раз в два года, все американские эксплуатирующие организации (ЭО) обязаны отчитываться перед регуляторами о ходе сбора средств на вывод управляемых ими блоков.
У американских операторов есть выбор между тремя опциями осуществления вывода. Первый вариант носит название DECON и означает почти немедленные, сразу после окончательного останова, дезактивацию блока и демонтаж оборудования (за срок порядка 5 лет).
Вариант номер два, также приобретший популярность у ЭО, называется SAFSTOR (безопасное хранение). Его суть ясна из названия - блок поддерживается в безопасном состоянии в течение определённого периода, за который существенно упадёт вклад в фон от многих радиоактивных изотопов. По окончанию периода блок демонтируется так же, как в методе DECON.
Третий вариант, предлагаемый регуляторами, пока что не заинтересовал ни одну эксплуатирующую организацию. Это метод ENTOMB, или капсуляция загрязнённых элементов блока в таких материалах, как бетон.
Во всех вариантах на ЭО возлагаются определённые дополнительные обязанности. Они должны следить за состоянием облучённого топлива до тех пор, пока его не заберёт министерство энергетики. С площадки выводимого блока должны быть убраны нерадиоактивные загрязнители, такие как кислоты и металлы. В конечном итоге, площадка должна стать полностью безопасной для общественного использования.
Контроль гарантий
Регуляторы США имеют в своём распоряжении несколько способов отслеживания финансовой готовности эксплуатирующих организаций к выводу энергоблоков.
С июля 1990 года комиссия требует от всех претендентов на получение лицензии на эксплуатацию блоков отчёта, в котором указывалась бы примерная сумма на вывод. Для расчёта, как правило, используется методология, разработанная в NRC.
Кроме этого, претенденты обязаны представлять до получения лицензии план, каким образом они намерены собрать требуемую сумму за срок службы энергоблока.
Каждые два года во время работы блока и каждые пять лет после его окончательного останова ЭО обязана предоставлять регуляторам так называемый DFS-отчёт. Такая практика введена с марта 1999 года.
В отчёте, среди прочего, владельцы блока указывают текущую оценку стоимости вывода и называют собранную к моменту подготовки отчёта сумму. В свою очередь, регуляторы отслеживают динамику процесса и требуют принятия дополнительных мер, если деньги на вывод собираются медленнее, чем следует.
За пять лет до предполагаемого окончательного останова блока ЭО готовит и передаёт регуляторам первую версию детальной сметы вывода. Экономия в данном случае не поощряется - детальная смета должна быть больше или равна предварительным оценкам, делавшимся по формулам NRC за время службы аппарата, иначе регуляторы потребуют дополнительной информации.
Не позднее чем через два года после окончательного останова эксплуатирующая организация обязана выдать следующую версию сметы. В ней должны быть учтены реальные объёмы радиоактивных отходов на площадке, а общая стоимость работ по выводу должна быть разложена по конкретным статьям.
Наконец, за два года до завершения процедуры вывода и прекращения действия лицензии на блок регуляторы должны получить так называемый "План действий по прекращению лицензии" и сопряжённую с ним смету. Это последний этап всей процедуры, по исполнению которого бывший атомный блок окончательно превратится в зелёную лужайку.
Претензии аудиторов
В целом высоко оценивая деятельность NRC по контролю за сбором средств для вывода блоков, аудиторы GAO отмечают большие различия в результатах расчётов необходимых затрат по тем или иным принятым в комиссии формулам.
Разброс в результатах затрудняет процедуру контроля за динамикой сбора средств на вывод.
В отчёте, подготовленном аудиторами, приводятся (без указания конкретных станций) некоторые результаты вычислений стоимости вывода, сделанных в период с 2002 по 2010 годы.
Если брать данные только за 2010 год, то формула, применяемая для регулярных DFS-отчётов, даёт прогноз затрат на вывод в границах 450-600 миллионов долларов на блок. А по формулам первой версии детальной сметы прогноз составляет 500-850 миллионов.
Интересно отметить, что с 2008 по 2010 годы прогнозы стоимости вывода существенно подросли. До глобального кризиса цена вывода в DFS-отчётах варьировалась в пределах 350-500 миллионов долларов. В 2010 году, как уже было сказано, результаты колебались в пределах 450-600 миллионов.
Аудиторы предлагают регуляторам переработать формулу, используемую в DFS-отчётах - убедиться в её полноте и провести анализ возможных погрешностей расчётов. Аудиторы считают, что на данный момент регуляторы не могут рационально пояснить, каким образом в формуле выбирались значения для ключевых коэффициентов.
К качеству рассмотрения DFS-отчётов в атомнадзоре также возникли претензии. Примерно по трети из 136 заключений, выданных регуляторами по таким отчётам с 2008 по 2010 годы, у аудиторов возникли вопросы. Заключения не всегда документированы, а в некоторых случаях регуляторы затруднились вынести свой вердикт - при этом нет подтверждения, что от эксплуатирующих организаций была запрошена дополнительная информация.
Ещё одна проблема, на которую обращают внимание аудиторы - NRC не проверяет, соответствуют ли процедуры накопления атомщиками денег на вывод в финансовых фондах принятым в Соединённых Штатах инвестиционным стандартам. Таким образом, регуляторы не могут сказать, есть ли риск потери собираемых денег в результате тех или иных финансовых пертурбаций.