Обеспечение радиационной безопасности населения напрямую зависит от эффективности системы ликвидации чрезвычайных радиационно-аварийных ситуаций, технического оснащения и уровня готовности спасательных формирований. Об особенностях аварийного реагирования в Соединенных Штатах Америки рассказывает Джозеф КРОЛ, руководитель Управления по аварийному реагированию Министерства энергетики США.
– Г-н Крол, расскажите, как организована система реагирования на радиационные и ядерные инциденты в США?
– В Соединенных Штатах Америки реагированием на радиационные аварии занимается, во-первых, Управление по аварийному реагированию в составе Национальной администрации по ядерной безопасности Министерства энергетики, где работают около 100 квалифицированных технических специалистов. Кроме того, в масштабах всей страны существуют фиксированные группы специалистов, которые могут быть задействованы по необходимости. Решение о развертывании таких групп принимается на федеральном уровне; в этом случае группой от лица Министерства энергетики руководит специалист Управления по аварийному реагированию.
В США также действует специальный центр реагирования, аналогичный Ситуационно-кризисному центру Госкорпорации «Росатом».
– Какие задачи решает Ваше управление?
– Мое управление решает целый ряд задач федерального и регионального масштабов, связанных с радиационными источниками и материалами. В частности, мы занимаемся поиском утерянных радиационных источников или ядерных материалов и оказываем помощь в этих вопросах другим федеральным ведомствам, например, Агентству национальной безопасности, ФБР и разведывательным органам.
Еще одно направление нашей деятельности предполагает обезвреживание взрывных ядерных устройств – как промышленных, так и самодельных, в том числе изготовленных террористами.
Мы также управляем последствиями радиационных инцидентов. Когда выявляются факты ухудшения радиационной обстановки или происходит происшествие радиационного или ядерного характера, например, на АЭС, мы должны дать оценку ситуации, определить наличие радиоактивных выбросов и мероприятия для ликвидации последствий инцидента. Мы предоставляем консультации по этим вопросам правительственным ведомствам и другим органам власти.
Самое масштабное применение наших сил и средств в рамках данного направления связано с аварией в Фукусиме, где мы выступали как эксперты. В Японию были посланы около 40 наших сотрудников, а также оборудование общим весом 25 тысяч фунтов (около 10 т); операция длилась 10 недель. Все полученные данные мы передали правительству Японии.
Совместно с Федеральным бюро расследования мы проводим судебно-следственные экспертизы ядерных материалов, то есть пытаемся установить их происхождение, собираем необходимые доказательства. В этой работе – ядерной криминалистике – задействовано также около 1000 сотрудников национальных лабораторий США.
Мы также обеспечиваем поддержку различных общественных мероприятий, например, осуществляем радиационный контроль на стадионах во время спортивных состязаний.
Ежегодно мы около 100 раз развертываем сводные группы специалистов с предприятий и лабораторий Департамента энергетики и Национальной администрации по ядерной безопасности, которые предоставляют необходимую специализированную поддержку на время мероприятий.
– Как на практике осуществляется совместное реагирование, например, с национальными лабораториями?
– В качестве примера можно привести случай, произошедший недавно на границе США и Канады. На пограничном посту сработал сигнал радиационного контроля, когда мимо проезжал автомобиль. Машина была задержана, и таможенные органы обратились к нам за помощью. Прибывшая на место команда специалистов управления провела обследование автомобиля, а результаты направила на экспертизу в три крупнейших национальных центра, которые исторически занимались разработкой ядерного оружия (Оук-Ридж, Хэнфорд, Лос-Аламос). Они проводят исследования независимо друг от друга. В данном случае все эксперты идентифицировали источник цезия, который, как выяснилось после детального обследования задержанного автомобиля, находился в грузе металлолома, перевозившегося в Канаду.
– Какие проблемы в области аварийного реагирования, на Ваш взгляд, сегодня наиболее актуальны?
– Главной проблемой является восприятие общественностью радиационных рисков. Мы тщательно работаем с технической информацией и все данные, полученные при выполнении различных работ (будь то поиск радиационного источника или управление последствиями аварий) предоставляем в государственные органы, даем соответствующие разъяснения и рекомендации. Но с этой информацией необходимо очень аккуратно обращаться при доведении ее до общественности, поскольку население далеко не всегда может реально оценить риски.
Многие люди панически боятся всего, что связано с использованием атомной энергии, поскольку не обладают необходимыми знаниями в этой области.
С радиофобией связана и проблема организации мероприятий в условиях повышенной радиации. Чтобы эвакуировать пострадавших, находящихся в зоне радиационной опасности, необходимо убедить медицинский персонал войти в эту зону – и иногда это бывает очень трудно сделать.
Думаю, эти вопросы актуальны и для Госкорпорации «Росатом». Хотя в результате аварии на АЭС «Фукусима-1» ни один человек не умер от радиации, даже в США, за несколько тысяч километров от Японии, были зафиксированы случаи паники, и для нас это было серьезным испытанием – открыто работать с обществом и стараться контролировать ситуацию. Насколько я знаю, некоторые жители Владивостока тоже хотели эвакуироваться вглубь страны, особенно не задумываясь, что ветер дул в другую сторону.
– Как Вы оцениваете российскую систему и специалистов по аварийному реагированию?
– Наше сотрудничество с Россией продолжается уже девять лет. В июне я присутствовал на учениях «Арктика-2012». Это было четвертое российское мероприятие с моим участием, и должен сказать, что деятельность, которую я наблюдаю в России, очень похожа на ту работу, которую мы выполняем в США. Здесь так же прослеживается благоприятная тенденция постоянного усложнения учений – от простых к обстоятельным и конкретизированным. Используемые технические средства становятся все более изощренными – наращивается технический потенциал.
В дальнейшем мы намерены более активно взаимодействовать с Госкорпорацией «Росатом», чтобы взять на вооружение российские знания и опыт и поделиться своими. Ведь сотрудничество – это взаимовыгодный процесс.
Мы планируем развивать партнерство с российскими коллегами по всем направлениям нашей деятельности, а также регулярно проводить совместные учения для повышения уровня как американских, так и российских специалистов.
– Насколько, с Вашей точки зрения, важны такие мероприятия, как учения сил аварийного реагирования?
– Учения абсолютно необходимы для поддержания уровня подготовки специалистов. Их целью является тренировка аварийно-спасательных формирований, отработка локальных действий на уровне объекта, чтобы улучшить работу как команд аварийного реагирования, так и персонала объектов. И по мере того, как мы проводим все больше и больше учений, совершенствуется работа тех или иных организаций.
В США мы ежегодно проводим несколько учений, и всегда отмечаем невозможность достижения совершенства. Ведь мы отрабатываем навыки и учимся в конкретных условиях, а они со временем меняются – например, на предприятия приходят другие работники. И как бы хорошо мы ни справились с отработкой учений сейчас, через пять лет это не будет иметь особого значения. Поэтому тренироваться надо регулярно и как можно чаще.
Беседу вела Алена ЯКОВЛЕВА