В 1982 году в Карском море затопили атомную подводную лодку К-27, на борту которой произошла серьёзная авария в реакторном отсеке, повлекшая гибель девяти членов экипажа.
Из Киркенеса отправляется совместная норвежско-российская экспедиция, которой предстоит изучить возможность подъёма субмарины в целости и сохранности, пока не началась утечка радиации в окружающую среду.
На судне «Иван Петров» отправляется первая с 1994 года экспедиция по радиационному мониторингу в Карское море с участием международных специалистов. Последние 18 лет измерять уровни радиации в водах к востоку о Новой Земли разрешалось только российским учёным.
В норвежских органах радиационного контроля выразили удовлетворение тем, что в России наконец разрешили провести подобную экспедицию в район затопления атомных реакторов.
«Для нас важно получить представление о современном состоянии затопленной субмарины К-27»,
- говорит Пер Странд, директор Комитета по защите от радиационной опасности Норвегии.
На год позже
В прошлом году совместная с норвежцами экспедиция не состоялась из-за бюрократических задержек.
В ближайший месяц на борту «Ивана Петрова» будут сотрудничать семь норвежских учёных из различных организаций с восемью российскими коллегами. Кроме того, на борту будет присутствовать наблюдатель от МАГАТЭ.
«Очень интересно будет провести исследование затопленных радиоактивных объектов и окружающий участок морского дна. Но для рыбопромыслового сектора Норвегии и других стран так же важно исследовать общий уровень загрязнения океана в такой близости от Баренцева моря»,
- говорит Хилде Элисе Хельдал, сотрудник Института морских исследований (Норвегия), которая является соруководителем экспедиции с норвежской стороны.
Низкий уровень загрязнения
Три совместных норвежско-российских экспедиций начала 1990-х годов по мониторингу в Карском море зафиксировали низкий уровень радиоактивного загрязнения.
Как сообщил BarentsObserverу российский соруководитель экспедиции Александр Никитин, предварительные результаты будут готовы, как только судно выйдет в море, «но окончательные результаты будут опубликованы только в начале следующего года, когда пробы воды, осадков и морских организмов будут подвергнуты анализу в норвежских и российских лабораториях».
Крупнейшая свалка в море
До 1992 года Карское море было основным районом для затопления твёрдых радиоактивных отходов советских военных и гражданских атомоходов, базирующихся на Кольском полуострове. Жидкие радиоактивные отходы сливались в Баренцево море.
В Арктике было затоплено в общей сложности 17.000 контейнеров с твёрдыми радиоактивными отходами. Основной риск для морской среды представляют затопленные ядерные реакторы. В Карском море, в основном на мелководье, затопили 16 реакторов. Реактор с урановым топливом в десятки тысяч раз радиоактивнее, чем контейнер с низкоактивными отходами. Шесть реакторов было затоплено с отработавшим топливом.
Аварийные реакторы
Все реакторы затоплялись после аварий, когда уровень загрязнения отсеков был настолько высоким, что ремонт считался слишком сложным. В порту реакторы представляли бы угрозу для людей, поэтому их вырезали из корпусов подводных лодок и затапливали в море. Последний реактор был затоплен подобным образом в 1988 году.
В 1982 году в бухте Степового на Новой Земле затопили целую подводную лодку с двумя реакторами.
К-27 была первой советской подводной лодкой, оснащённой реакторами с жидкометаллическим теплоносителем. В 1968 году один из реакторов пострадал от серьёзной аварии, при которой от высоких доз радиации погибло девять членов экипажа. Спустя годы неудачных попыток починить реактор было решено, что легче будет его затопить. Перед затоплением реакторный отсек заполнили отвердевающим составом, чтобы предотвратить утечку радиации.
Этой осенью экспедиция на борту «Ивана Петрова» уделит К-27 особое внимание.
Радиационная очистка Арктики
Норвежские и российские учёные впервые совместно изучат возможность подъёма подводной лодки с морского дна и её безопасной доставки на одно из предприятий Кольского полуострова для окончательной утилизации.
«К-27 - одна из двух подводных лодок, лежащих на дне арктических морей, которые в России предполагается поднять»,
говорит Юрий Пешков, директор департамента Росгидромета.
Предложение будет проанализировано Контактной экспертной группой МАГАТЭ, в которую входят российские и европейские партнёры, работающие по проектам радиационной безопасности на Северо-Западе России.
Кто платит?
На вопрос BarentsObserverа о средствах на операцию по подъёму К-27 соруководитель экспедиции Вячеслав Шершаков, генеральный директор НПО «Тайфун», ответил:
«Мы всегда рады, когда другие страны предоставляют финансирование. Вообще-то заявки на такое финансирование направляем не мы, учёные. Это прерогатива Росатома, государственной корпорации по атомной энергии».