В 2005 году Украина присоединилась к Болонскому процессу, который предполагает введение общих стандартов образования для вузов Европы. Минуло семь лет, и оценки преподавателей вузов, вступивших в процесс, и руководителей в системе образования полярно противоположны. Кто прав?
Выяснить это взялось Всеукраинское общественное движение «Украинский выбор». В сотрудничестве с Украинским педагогическим клубом и Институтом высшего образования НАПН Украины оно проводит серию «круглых столов» в разных городах Украины, чтобы, опираясь на мнение педагогического сообщества, при участии юристов «Украинского выбора» разработать план действий и документы для передачи их в Верховную Раду и Министерство образования и науки для обсуждения и принятия с целью нормализации процессов в системе образования, связанных с участием Украины в Болонском процессе.
На «круглом столе» 12 февраля, в котором приняли участие преподаватели ведущих вузов Севастополя, мнения разделились. Наиболее содержательной стала дискуссия между замдиректора Севастопольского института банковского дела профессором Борисом Дадашевым и преподавателем Севастопольского университета ядерной энергетики и промышленности Виталием Голышевым.
Б.Дадашев полагает, что проблем с присоединением к Болонскому процессу у украинских вузов нет. Все достижения отечественного образования сохранены, а кое-где и приумножены.
— Сегодня самая основная проблема в другом: к нам приходит студент, который не воспринимает преподавателя. В советское время такие люди не поступали даже в ПТУ. Они грузили стружку и возили вагонетки. И Болонский процесс здесь ни при чем,
— говорит Б.Дадашев.
То, что европейская система предполагает отчеты по каждой теме, не исключает экзамены. Другое дело, что в наших вузах двухуровневое образование понимают своеобразно и всех бакалавров протаскивают в магистры, тогда как в Англии, например, в магистратуру поступают всего 8% с курса.
— Получил диплом бакалавра — на работу. И никаких вопросов. А у нас каждый колхозный сторож имеет магистратскую шапочку. Выпускаем 100 бакалавров — принимаем 100 магистров. Это разве Болонская система?
— удивляется профессор.
Он полагает, что замеры уровня остаточных знаний студентов на основе транснациональных европейских стандартов позволят убрать из системы образования сомнительные вузы, которые в последнее время растут как грибы.
Совсем иначе смотрят на ситуацию в Институте ядерной энергетики и промышленности. Там вынуждены преподавать пятилетний курс за три года.
— Мы работаем с атомными станциями, у нас потенциально опасная специальность, представители которой сталкиваются с техногенными ситуациями. Нам бакалавры не нужны. Это недоучки! А на магистров мы всех не вытянем — только 10%. И кто тогда через 10 лет будет управлять АЭС?
— спрашивает В.Голышев.
Хотя формально Украина уже в Болонском процессе, реально программы вузов не согласованы. В.Голышев рассказал, что не смог принять студента, приехавшего из Польши, хотя у того было необходимое количество кредитов, потому что названия предметов в его документах были совсем иные, чем на Украине. Кроме того, в Европе изучают совсем другие реакторы.
В.Голышев считает неправильным положение Болонской системы, по которому на определенном этапе студент может сам выбирать себе предметы. Как правило, выбирают те дисциплины, которые можно сдать «на шару», а не те, которые действительно интересны.
— Образование выстраивается по логике. Нельзя учить сопромат, не зная теоретической механики. Нельзя учить основы конструирования, не зная сопромат. Может ли студент сам выстроить схему, какие предметы ему изучать? Не может. Поэтому у нас получается не системное, а мозаичное образование. По кредитам все сошлось, а системы в голове нет,
— сокрушается В.Голышев.
Черту под дискуссией подвел доцент Киевского университета имени Бориса Гринченко Сергей Ветров, модератор встречи и руководитель проекта «Образование — задача общества, а не государства». Он предположил, что Украине нужна не одна Болонская, а несколько систем образования. К тому же не факт, что правильно ориентироваться именно на европейские стандарты.
— Болонская ситстема хороша, если мы полноправные члены Евросоюза. Если это не так, выгодно ли нам входить в болонскую систему? Зачем нам в условиях конкуренции чужие стандарты,
— подытожил модератор встречи.