В 50-60-ые годы, в романтическую эпоху становления атомной отрасли, о пределах мечтаний не задумывались. Конструктора, рационализаторы, дизайнеры и простые граждане были уверены - мирный атом может в буквальном смысле слова прийти в каждый дом и даже автомобиль.
Сайт autoblog.com опубликовал любопытную подборку на тему того, какими в романтическую эпоху видели атомные автомобили "недалёкого будущего".
Французская компания "Arbel", экспериментировавшая с эксклюзивными автомобилями, предложила в 1958 году концепцию "Arbel Symetric".
В одном из её вариантов предполагалась установка РИТЭГ мощностью 40 кВт в качестве ядерной батарейки, перезаряжаемой на "атомной заправке" раз в пять лет.
Концепцию можно было бы испытать на практике, однако французское правительство не проявило к ней ни малейшего интереса. В 1959 году фирма "Arbel" разорилась, оставив после себя настоящую гору долгов.
В том же 1958 году компания "Ford" предложила концепцию машины "Ford Nucleon" с полноценным ядерным реактором. Как и французская концепция, до железа она доведена не была - что и неудивительно.
Капсула с реактором должна была быть установлена в задней части автомобиля. После пробега 5000 миль, водителю следовало заезжать на заправку для замены капсулы на новую.
Проектанты "Ford" уже знали о необходимости биологической защиты водителя и пассажиров. Салон они постарались отнести максимально далеко от капсулы с реактором - насколько это вообще возможно в габаритах автомобиля. В концепцию входила и свинцовая защита.
Авторы концепции честно признавались, что "Ford Nucleon" со свинцом получится сверхтяжёлым - речь шла о десятках тонн. Им оставалось только надеяться, что когда-нибудь будут изобретены лёгкие материалы, способные эффективно останавливать все виды ионизирующего излучения из ядерного реактора.
Французская концепция "Simca Fulgur" (1958 год) не претендовала на реалистичность и позиционировалась как автомобиль 2000 года.
Разумеется, в ней имелись ядерный реактор, голосовое управление и автопилот, ездящий по показаниям радара. У автомобиля должно было быть всего два колеса - в равновесии он поддерживался бы гироскопами.
А в концепции "Studebaker-Packard Astral" (1957 год) колесо было вообще одно - гироскопы в те годы были столь же популярны, что и атом.
Автомобиль должен был уметь ездить по воде, а от радиации водителя и пассажиров защищало бы "энергетическое покрытие" - некий аналог силовых полей.
Говорить о практической реализации концепции не приходится. Концепт-кар "Studebaker-Packard Astral" нашёл своё место в автомобильном музее Лос-Анжелеса.
Компания "Ford" не оставляла надежды спроектировать атомный автомобиль. В апреле 1962 года в Сиэттле была представлена концепция "Ford Seattle-ite XXI" с атомным двигателем.
В данной концепции было заложено множество идей, со временем воплотившихся в жизнь - например, интерактивная компьютерная навигация.
А что-то из предложений "Ford" остаётся невнедрённым - например, принцип модульности, с помощью которого большая представительская машина могла бы превращаться в экономичный автомобиль для поездок по городу.