Государственная дума РФ 20 января приняла в первом чтении законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)», внесенный правительством России. Задача рассматриваемого закона – внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами". Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО, большая часть которых была накоплена с советских времен в рамках военного ядерного проекта.
Игорь Игошин, заместитель председателя комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям:
На мой взгляд, этот законопроект надо принимать, не откладывая. Все вопросы, связанные с обращением с радиоактивными отходами должны, наконец, регулироваться одним законом, а не так, как сейчас – отдельными положениями в законодательстве, которые носят фрагментарный характер.
В законопроекте достаточно четко прописаны ряд положений, являющихся краеугольными в обращении с РАО. Вводится единая государственная система обращения с отходами, определяется орган государственного управления – это Росатом, прописывается, кто и как оплачивает их захоронение. Оплачивает тот, кто производит, причем по установленным тарифам. Все это вопросы принципиальной важности, и все они нашли свое отражение в этом законопроекте.
На самом деле, эту проблему – обращения с РАО надо решать, и делать это как можно скорее. В стране накоплены сотни миллионов тонн отходов, причем 85% из них – это советское наследие. Как задача-минимум, нам необходимо добиться того, чтобы количество захороненных отходов стало превышать количество вновь образующихся. Если этот закон будет принят, мы сможем сделать это через 5-6 лет.
Отдельно я бы хотел ответить на возражения некоторых экологов, которые говорят, например, что законопроект, дескать, разрешает закачку жидких радиоактивных отходов под землю. Эта закачка идет в нашей стране с 60-х годов, это легальная деятельность. Между прочим, этот способ захоронения используется и в других странах. Здесь главный вопрос в том, чтобы такое захоронение совершалось с соблюдением всех необходимых норм безопасности и за ним должен идти постоянный экологический контроль. По сути, это – фиксация уже сложившейся практики, которая на деле доказала свою безопасность. Конечно, этот законопроект надо обсуждать, и хорошо, что в обществе по нему идет активная дискуссия. Надеюсь, что те поправки, которые в него будут внесены, сделают его еще более эффективным.