Государственная дума РФ 20 января приняла в первом чтении законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)», внесенный правительством России. Задача рассматриваемого закона – внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами". Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО.
Наталья Комарова, председатель комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии:
Принятие законопроекта позволит в значительной степени решить проблему безопасного хранения радиоактивных отходов, большая часть которых была накоплена еще с советских времен в рамках военного ядерного проекта. Сейчас эта проблема требует четкой государственной политики.
Законопроект решает две главные задачи – хранение уже накопленного и вновь образующихся радиоактивных отходов. Он создает единую государственную систему обращения с РАО, основными субъектами которой должны стать Росатом как орган государственного управления в области обращения с РАО и национальный оператор обращения с РАО. Оператор будет единственным органом, имеющим право на прием и захоронение отходов, и будет назначаться правительством Российской Федерации по представлению Росатома.
Один из важнейших элементов законопроекта – введение обязанности для производителей РАО платить за их захоронение. Если речь идет о тех предприятиях, которые нерегулярно производят радиоактивные отходы, то платежи будут разовыми. Для тех организаций, которые эксплуатируют особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, предусмотрено отчисление в специальные резервные фонды Росатома. Размеры этих отчислений устанавливаются на основании единых тарифов. Второй, не менее важный элемент – производители РАО обязываются приводить их в состояние, пригодное для безопасного захоронения с дальнейшей передачей национальному оператору.
До настоящего времени в России не существовало отдельного законодательного акта по обращению с РАО, есть только отдельные положения, однако они фрагментарны, и в целом проблему не решают. Оттягивание решения этих задач – это накапливание вороха проблем для будущих поколений и угроза национальной безопасности.