Государственная дума РФ 20 января приняла в первом чтении законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)», внесенный правительством России. Задача рассматриваемого закона – внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами". Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО, большая часть которых была накоплена с советских времен в рамках военного ядерного проекта. В настоящее время законопроект рассматривается региональными парламентами.
Юрий Шалимов, вице-премьер правительства Калининградской области:
Для нашего янтарного края закон "Об обращении с радиоактивными отходами" особенно важен и актуален. В последних числах февраля заложен первый камень в строительство Балтийской АЭС. На общественных слушаниях, прошедших перед этим в области, где мог принять участие каждый желающий, прежде всего, волновали всех, конечно, вопросы безопасности. Хотя при выборе пункта размещения станции учитывались техногенные, природные, экологические факторы, были привлечены все научные силы не только страны и Калининградской области, но и Белоруссии, где имеются большие наработки в этом вопросе.
Мы подняли все имеющиеся за всю историю региона наблюдения, чтобы учесть все тектонические, геологические факторы, уровень грунтовых вод, метеорологические условия. Были проведены инженерно-метеорологические и все необходимые в таких случаях изыскания. Доводы специалистов были убедительны: выброс в воздух радионуклидов будет в 40 раз меньше, чем выбросы из трубы существующих тепловых станций. Предельно допустимый уровень радиации на территории АЭС будет составлять 12-15 микрорентген, в России он составляет 20 микрорентген в час, в Норвегии, например, 80 микрорентген.
А вот как быть с отработанным топливом? Наши оппоненты критиковали нас за недостаточную, по их мнению, проработку именно этой проблемы. Мы отделены от материковой России двумя иностранными государствами - Литвой и Белоруссией, и нам надо четко знать: кто и как будет им заниматься. Теперь в предлагаемом законе четко расписаны все полномочия.
То, что определены механизмы финансирования деятельности по обращению с вновь образующимся отработанным ядерным топливом, а услуги будут предоставляться по тарифам, устанавливаемым государством, снимает многие проблемы, которые стояли перед нами. Создана нормальная правовая база, которая поможет обеспечить безопасное обращение с отработанным ядерным топливом, которое теперь выделено в отдельный раздел и согласуется с Объединенной Конвенцией о безопасности обращения с РАО.
Уже сейчас в Калининградской области не хватает энергетических мощностей для размещения серьезных производственных объектов, и потребность в них постоянно растет: регион активно развивается. С закрытием Игналинской АЭС в Литве эти перспективы еще больше сократились.
Так что если сейчас не принять мер по обеспечению нашего региона электроэнергией, то мы можем оказаться в энергетической блокаде. Не только избежать этого, но и дать новый импульс развитию всех отраслей экономики поможет строительство АЭС на территории области. Как правило, наличие новых мощностей дает колоссальный всплеск притока инвестиций - у бизнеса появляется уверенность в перспективном развитии вложенных средств. И инвесторы уже проявляют интерес к будущей АЭС.
О Литве мы уже упоминали. Польша согласно Киотского протокола, которым предусмотрено сократить уровень выбросов в атмосферу, к 2015 году тоже может превратиться в импортера электроэнергии. В Европе происходит реформа энергорынка. Таким образом, для Калининградской области есть возможность занять освобождающуюся нишу и стать экспортером энергоносителей. Теперь правительство края уверено, что все намеченное будет выполнено, тем более, если эта уверенность будет подкреплена таким своевременным и конкретным законодательным документом.