30 ноября в Софии были подписаны три документа по проекту строительства АЭС «Белене»: двусторонний меморандум между ГК «Росатом» и Национальной электроэнергетической компанией (НЭК) Болгарии о создании проектной компании для сооружения АЭС «Белене» и два трехсторонних меморандума с потенциальными инвесторами проекта - финским концерном «Fortum» и французской инжиниринговой компанией «Altran Technologies». Болгарской стороне на первом этапе будет принадлежать 51% акций новой компании, в дальнейшем доля Болгарии будет снижена до того объема, на который НЭК уже профинансировала проект – 450 млн евро. Доля России может превысить блокирующий пакет и достичь 45%. Как сообщил глава Росатома Сергей Кириенко, «в соответствии с ожиданием сторон», стоимость сооружения АЭС «Белене» может достигать 6 млрд 298 млн. евро. По словам главы «Росатома», в одном из подписанных документов указано, что «инвестор резервирует за собой право приобретения пакета акций при условии, что стоимость строительства АЭС «Белене» не превысит 6 млрд. 298 млн. евро». В дальнейшем инвесторы смогут увеличить свое долевое участие в проекте до 25% за счет снижения долей России и Болгарии. Отвечая на вопросы журналистов об увеличении стоимости, Кириенко заявил: «Вы до сих пор исходите из того, что мы пытаемся что-то выторговать. На самом деле мы изменили подход к реализации проекта». Он пояснил, что после выигранного в 2006 году тендера предполагалось, что АЭС «Белене» будет строиться за счет бюджетных средств Болгарии. Теперь «Росатом», НЭК и другие инвесторы приступают к реализации проекта за свой счет.
Денис Демин, инвестаналитик, заместитель управляющего директора ИК «Ленмонтажстрой»:
Российско-болгарское сотрудничество по проекту Белене длится с переменным успехом уже несколько лет («Атомстройэкспорт» победил в соответствующем тендере еще в 2006 г.), и значительным препятствием для его реализации с участием России стал приход к власти правоцентристской коалиции по результатам выборов лета 2009 года. С тех пор ряд направлений российско-болгарского сотрудничества был фактически заморожен по инициативе болгарских властей, а проект "Белене" потерял стратегического инвестора в лице RWE, контролировавшего 49% акций соответствующей компании.
В условиях, когда болгарская сторона неспособна пойти на превышение уже понесенных расходов, стратегия реализации проекта претерпела изменения: в него постарались привлечь широкий круг участников, как государственных (соответствующие приглашения получили Сербия и Хорватия, хотя последняя и отказалась от участия в проекте), так и крупные игроки отрасли строительства и эксплуатации энергетических объектов (Fortum и Altran).
Можно рассчитывать, что подобная диверсификация состава участников проекта наконец-то сдвинет его с мертвой точки, где он оказался после ухода RWE. Это хорошо для Атомстройэкспорта, который тратит немалые силы для укрепления позиций на мировом рынке строительства АЭС, хорошо и для правительства Болгарии, получившего возможность реализовать крупнейший энергетический проект без дополнительных трат. Нужно понимать, что по своему значению АЭС, которая будет функционировать в единой европейской энергосистеме, выходит если не на общеевропейский, то по меньшей мере на региональный уровень, что объясняет, например, интерес к участию в проекте со стороны Сербии.
Атанас Тасев, профессор, эксперт по энергетике Неправительственной организации "Болгарский атомный форум" ("Булатом"):
Это маленький, но очень существенный шаг по продвижению реализации проекта «Белене». Раньше все инвесторы, субподрядчики и прочие разговаривали с Национальной электрической компанией, при том не было ясно, какой будет процент долевого участия болгарской стороны. Представьте себе, вы ведете какие-то переговоры с Национальной электрической компанией, а потом оказывается, что она имеет 20 процентов долю.
А теперь ясно, что болгарская сторона будет стараться удержать мажоритарный, или, может быть, контрольный пакет для того, чтобы управлять процессом. Уже появляются западные инвесторы - то, что было негласным требованием Европейской комиссии. Fortum практически присутствует на этом этапе в составе одного процента, но там есть опцион. То есть практически они через определенное количество времени могут закупить по фиксированной цене до 25 процентов. Французская компания тоже имеет 1 процент, но в будущем она наверняка будет принимать большее участие.
Сегодня у нас был сербский премьер-министр. Сербия уже просит от 7 до 10 процентов участия, и на очереди еще 4 или 5 инвесторов, что весьма положительно. Это первое - что уже есть практически структурированный комплект и инвесторов и будущих собственников, которые будут управлять будущим проектом, а потом и станцией.
Во-вторых, есть принципиальная договоренность, что индексирование по фиксированной цене еще будет обсуждаться в течение нескольких месяцев.
В-третьих, несколько недель назад был выбран инвестиционный консультант - это банк HSBC, это очень солидная банковская организация. Лично я очень доволен этим, потому что одна из причин задержки - предыдущий консультант «Париба». «Париба», несмотря на то, что это очень авторитетная организация, они никогда не структурировали такой синдицированный кредитный портфель, который нужен для такой серьезной стройки и для выполнения такого серьезного проекта, как атомная станция "Белене". HSBC имеет в своем активе очень много таких успешных проектов, следовательно, вероятность того, что они привлекут достаточно солидный банковский капитал при достаточно выгодных условиях выше. Потому что чем больше риск, тем больше процентная ставка, и наоборот.
И то, что болгарская сторона будет иметь мажоритарный пакет - это достаточно серьезная гарантия, что стоимость проекта не выйдет за какие-то неразумные границы, которая положительно отразится на конечной стоимости электроэнергии, которая в 2016 году в размере от 50 евро за мегаватт-час будет достаточно привлекательной. Это будет очень хорошо позиционировать эту станцию и на региональном, и на национальном энергетическом рынке, которая, с другой стороны, сделает этот проект достаточно привлекательным.
Следующий очень важный момент: то, что по отношению привлеченного инвестиционного ресурса не будут требоваться государственные гарантии.
Кроме того, я думаю, что Россия не может отказаться от этого проекта в принципиальной основе, поскольку это проект практически в финальной стадии реализации на территории объединенной Европы. Россия может строить везде в мире, но очень важно, чтобы она себя показала на территории Старого света.
Проект Белене уже прошел точку невозврата. Это мое мнение, я политически неангажирован, мне дорога моя репутация эксперта, тем более, что мои прогнозы до сих пор практически на 100% сбывались. Надеюсь, что и этот мой прогноз сбудется, потому что он логически вытекает из разумного поведения обеих сторон.
Румен Овчаров, депутат Народного собрания Болгарии:
Подписание данных меморандумов - это бесспорный успех русской дипломатии и Кириенко в частности. Но если рассматривать его с позиции болгарских интересов, то я не уверен, что болгарская сторона выбрала лучший вариант для Болгарии.
Если говорить с позиции интересов Болгарии я считаю, что наше правительство должно сделать все, чтобы Болгария сохранила хотя бы 51 процент - это стратегически важно для политики Болгарии, для экономики Болгарии, для нашей науки. Я считаю, что уменьшать долю государства - это просто не в интересах Болгарии. В то же время правительство не хочет давать госгарантии на получение кредитов. Я не уверен, что без таких гарантий со стороны государства частные банки будут кредитовать проект. В этом плане, чтобы сохранить этот 51 процент государство должно определиться с государственным обеспечением. Других вариантов я просто не вижу. При этом у Белене есть шансы стать крупным энергоузлом региона. Я всегда говорил, что полтора года мы потеряли просто так, в этом плане, чем скорее реализуется этот проект, тем лучше.
Сергей Кондратьев, старший эксперт Фонда "Институт энергетики и финансов":
Безусловно, создание проектной компании по строительству АЭС «Белене» и достижение договоренностей между ГК "Росатом", правительством Болгарии, финской компанией Fortum и французской компанией Altran Technologies SA является позитивным фактором, как для ГК "Росатом", так и для болгарской стороны, так как перспективы реализации проекта стали намного более определенными. Однако на данный момент этот проект в большей степени важен именно для болгарской стороны - ведь Росатом согласился на достаточно большую долю локализации (порядка 30%), значительный срок окупаемости и т.д.
Учитывая значительный рост заказов на строительство новых АЭС и заключенные в 2009-2010 гг. контракты на строительство новых станций в Индии, КНР, Турции, Вьетнаме и др. странах, ГК "Росатом" обеспечена работами на длительную перспективу и без болгарского проекта. Однако для экономики Болгарии, учитывая необходимость выведения из эксплуатации энергоблоков, построенных до 1990 гг. и высокие цены на топливо для тепловой генерации, строительство новой АЭС является жизненно необходимым.
Крайне важным является и возможность осуществления экспортных поставок электроэнергии в другие страны региона, превращения страны в важный энергоузел Юго-Восточной Европы. Однако последнее возможно лишь в случае, если болгарской стороне удастся удержаться от дальнейшего пересмотра договоров и затягивания сроков строительства. Ведь развитие электроэнергетики соседних стран (Турции, Румынии) идет более быстрыми темпами, в том числе и потому, что правительства в этих странах склонны поддерживать проекты строительства новых генерирующих мощностей, а не создавать все новые препятствия для инвесторов и подрядчиков.