Соглашение о сотрудничестве в области мирного атома (так называемое «соглашение 123») между Россией и США ратифицировано американским Конгрессом на минувшей неделе. Как заявил первый заместитель министра энергетики США Дэниел Понеман, вступление соглашения в силу откроет возможности для совместной работы на рынках третьих стран и позволит развивать двусторонние проекты, станет «юридическим каркасом» для расширения сотрудничества в атомной сфере. Соглашение позволит использовать значительные коммерческие возможности, которые не были доступны раньше, отметил замминистра энергетики США.
Андрей Гагаринский, советник Директора Центра по научному развитию РНЦ «Курчатовский институт», д.ф.-м.н.:
Этот договор очень сильно облегчит наше сотрудничество с США в ядерной сфере. Ведь, согласитесь, ненормально, когда такое соглашение у США есть с 50 странами, в том числе и с Индией, и с Китаем, а с Россией, то есть между двумя основателями ядерного мира, нет. Это препятствовало и взаимодействию специалистов по новым проектам, и испытаниям американских материалов в российских реакторах, в которых заинтересованы и они, и мы тоже не против. Надо учитывать, что Соединенные Штаты не располагают большим количеством ядерного топлива для своих реакторов – они покрывают свои потребности на 20%. А для нас это хороший рынок.
Уже несколько лет обсуждается программа совместных работ, но пока мы топчемся в этом плане на месте. Американцы всегда готовы обсуждать вопрос нераспространения, давления на какие-то страны, чтобы не допустить их ядерной деятельности в оружейном смысле. Это они с удовольствием обсуждают. Что касается совместного мирного использования ядерной энергии, то тут все тормозится. Хотя сотрудничество возможно по большому числу направлений, включая строительство АЭС малой и средней мощности и т. д. Но дело в том, что без соглашения 123 нужно было каждый раз заключать отдельные межправительственные соглашения по каждому вопросу. Так что его отсутствие нам сильно мешало в плане сотрудничества с США.
Соглашение ВОУ-НОУ (переработка российского оружейного урана в энергетический) было важным для нас в те времена, когда была очень трудная ситуация в российской ядерной энергетике. Это соглашение нам давало средства на реализацию собственных программ. Но оно уже отжило свой век, и срок его действия истекает в 2013 году. Но это не значит, что мы уйдем с американского рынка. После ратификации американским конгрессом соглашения 123 объемы нашего сотрудничества с США должны увеличиться, так как не будет причин топтаться на месте.
Сергей Кондратьев, старший эксперт Фонда «Институт энергетики и финансов»:
Ратификация российско-американского соглашения по использованию атомной энергии в мирных целях является важным шагом в создании действительно единого мирового рынка атомных технологий. Это соглашение положительно скажется на контактах в научной сфере - возможность разработки и производства серийных реакторов на быстрых нейтронах, развития технологий реакторов малой мощности (включая плавучие АТЭС) и др. направлений.
Другим важным результатом ратификации данного соглашения может стать повышение прозрачности функционирования мирового рынка (США являются крупнейшим в мире потребителем урана для энергетических целей - 28,5% в 2009 г.). До сих пор при доступе на американский рынок российские компании сталкивались с серьезными препятствиями и ограничениями, теперь, возможно, ситуация изменится в лучшую сторону.
Наконец, Россия и США, занимающие ведущие позиции по новым технологиям строительства АЭС, могут договориться о повышении стандартизации выпускаемого для отрасли оборудования и комплектующих - пока что глобализация и всеобщая стандартизация мало отразилась на этой отрасли, здесь по-прежнему очень многое основывается на национальных стандартах. Последнее, конечно, неплохо (учитывая, например, стратегический характер атомного машиностроения), однако учитывая глобализацию рынка (более 40% строящихся мощностей приходится на межправительственные соглашения, постоянно увеличиваются международные поставки топлива и т.д.), необходимость большей стандартизации явно назрела.