Росатом

Андрей Смирнов, заместитель директора «Росатомфлота»: «На повестке дня – суперледоколы и супертанкеры»

У арктического транспортного коридора начинается вторая жизнь. Северный морской путь в ближайшие годы станет торговым маршрутом глобального значения. Потенциальный грузопоток – 50 миллионов тонн в год. Арктический переход занимает 23–28 дней – в зависимости от ледовой обстановки, тогда как традиционное путешествие по южным морям через Суэцкий канал – 45–50 суток. Развитие транспортного пути напрямую связано с созданием современной береговой инфраструктуры и строительством новых судов, прежде всего – ледоколов для «Росатомфлота», которые обеспечивают проводку караванов по Северному морскому пути.

 

Комментирует заместитель генерального директора «Росатомфлота» Андрей СМИРНОВ:

– Ближайшая задача – удвоить объём перевозок по Северному морскому пути. Пока грузы следуют, главным образом, с запада на восток. Основной клиент – «Норникель». Сейчас активно ищем грузоотправителей в обратном направлении. «Первая ласточка» – рефрижератор, доставивший с Камчатки в Петербург 27 тонн красной рыбы. Это перспективный заказчик, с которым можно договариваться о перевозках и других товаров.

 

Согласно постановлению правительства России, с прошлого года началась разработка Ямальских месторождений. В Обской губе решено построить порт, которой сможет принимать супертанкеры-газовозы. Уже завозится оборудование для причалов и инфраструктуры, со следующего года начнется дноуглубление. Всё это – для обслуживания будущих заводов по сжижению газа, каждый из которых сможет производить по 5,5 миллиона тонн в год. То есть через 5–7 лет по Севморпути вместо сегодняшних двух-трёх миллионов будет перевозиться под 20 миллионов тонн в год.

Однако для оживления маршрута потребуется новый флот. В мире практически нет контейнеровозов ледового класса и всего восемь балкеров, которым разрешены арктические переходы. А чтобы полярная трасса стала действительно привлекательной, по ней должны ходить крупные суда. На повестке дня – обеспечение проводок танкеров дедвейтом 160 тысяч тонн с осадкой 15 метров. Уже испытывается модель супертанкера длиной 300 метров и шириной 55 метров. Такие гиганты любят простор. Поэтому мы начали промер глубоководных маршрутов в более высоких широтах.

 

Но главное, для работы на Севморпути нужны новые атомные ледоколы. Ведь «Арктике» уже 33 года, «России» – 26 лет. Надеемся, к 2020–2022 годам, когда они отработают положенный срок, будут построены три атомохода мощностью 60 мегаватт (у «Арктики» – 53 МВт), которые смогут работать и на мелководье, в устьях рек, и в океане, преодолевая трёхметровые льды.

В сентябре на втором Международном арктическом форуме в Архангельске Владимир Путин сообщил, что на создание серии из трёх атомных ледоколов выделяется 90 миллиардов рублей. В перспективе предполагается построить атомный суперледокол «Лидер» – вдвое мощнее существующих.