Научно-производственная фирма «Сосны» является ярким примером успешного частного бизнеса в российской атомной отрасли. «Атомная энергия 2.0» взяла интервью у руководителя предприятия, Валерия Павловича Смирнова, профессора, доктора технических наук. Мы поговорили о различных направлениях деятельности НПФ «Сосны», а также о состоянии атомного рынка.
- Расскажите, как сформировалось ваше предприятие, что послужило базой для его создания, какие подходы были положены в его основу.
- Научно-производственная фирма «Сосны» на сегодняшний день оказывает широкий спектр услуг и предлагает продукцию предприятиям атомной отрасли практически на всех стадиях ядерного топливного цикла, исключая, разве что, геологоразведку и добычу руды.
Но так было не всегда. Несмотря на то, что фирма существует с 1992 года, ее современный облик начал формироваться в 2010 году. Именно тогда мы приняли для себя два важных понятия. Первое из них состоит в том, что труд – это нравственный и общественный долг, главная форма самовыражения и источник удовлетворения каждого индивидуума и всего коллектива в целом. Второе – нам гораздо выгоднее, если производство наших услуг связано с трудом высокой квалификации, и не очень выгодна деятельность, которая предполагает использование труда низкой квалификации.
Первая и самая главная предпосылка такой позиции заключается в том, что в девяностые годы в результате приватизации мы не получили ничего, кроме знаний и умений, отнять которые у нас было нельзя. У нас не оказалось покровителей, которые бы «завалили» нас простой и выгодной работой. С другой стороны, в ядерной энергетике существовало множество проблем, требующих неординарного подхода для их решения, а, следовательно, медленно решаемых.
Но для решения этих задач в первую очередь были необходимы кадры. И опираться нам приходилось в основном на местные ресурсы. В Димитровграде существовал институт, готовящий специалистов легкой промышленности и выпускающий, в том числе, специалистов по сложному механическому оборудованию. Они и составили основу наших конструкторских подразделений. Затем в городе появился филиал МИФИ, и некоторые его выпускники выполняют теперь ядерные, тепловые, прочностные и другие виды расчетов в отделе обоснования безопасности технологий. Не было недостатка в грамотных экономистах, бухгалтерах, закупщиках, юристах. Когда мы решили создать свой завод, чтобы самостоятельно выпускать разработанное нашими конструкторами сложное оборудование, необходимые высококвалифицированные рабочие кадры также пришли к нам с нескольких промышленных предприятий города. Наконец, сотрудники ГНЦ НИИАР, которые захотели работать на частном предприятии, составили основу подразделений, занимающихся научными исследованиями, разработкой промышленной электроники, программированием.
Таким образом, постепенно сложился коллектив фирмы, способный решать большие и сложные задачи.
- Ваша деятельность включает широкий спектр направлений: от проведения исследований в области обращения с РАО до изготовления оборудования для транспортировки ОЯТ. Какие основные проекты были выполнены компанией за последние несколько лет? В чем вы видите причины их успеха?
- Начиная с 2015 года НПФ «Сосны» участвует в разработке и изготовлении оборудования для производства смешанного нитридного уран-плутониевого (СНУП) ядерного топлива в опытно-демонстрационном энергокомплексе АО «СХК». Особенностью данной работы является то, что аналогов некоторых единиц оборудования никогда прежде не создавалось.
Еще один масштабный проект – создание оборудования для строящегося на ФГУП «ГХК» современного завода по переработке ОЯТ ВВЭР-1000 – Опытно-демонстрационного центра. Отличительной особенностью технологии переработки ОЯТ является минимизация жидких радиоактивных отходов. НПФ «Сосны» полностью разрабатывает оборудование для пяти отделений ОДЦ.
Одним из новых направлений деятельности для нас стала подготовка радиационно-опасных объектов к выводу из эксплуатации. В сотрудничестве с МАГАТЭ и Институтом ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан были успешно выполнены работы по ликвидации радиационно-технологического комплекса (РТК) АО «Фотон» в городе Ташкенте. В итоге были полностью демонтированы все объекты на площадке, включая исследовательский реактор ИИН-3М, проведена дезактивация зданий, вывезены радиоактивные и прочие отходы и проведена рекультивация земель для последующего использования их в народном хозяйстве.
Деятельность по подготовке некондиционного ОЯТ к перевозке на переработку стала уже традиционной для нашей фирмы. Первые проекты такого роды были зарубежными, но с 2008 года НПФ «Сосны» принимает участие в проектах, связанных с обращением с ОЯТ в России. Были разработаны технологии подготовки к перевозке на переработку ОТВС ЭГП-6 Билибинской АЭС, отработавшего топлива реакторов АМ Белоярской АЭС, некондиционных ОТВС РБМК-1000 Ленинградской АЭС; продолжается крупномасштабный проект по освобождению хранилища ФЭИ от накопленного ОЯТ исследовательских реакторов и критических стендов.
В настоящее время выполняются работы по утилизации плавучей технической базы «Лепсе», где десятилетиями хранилось отработавшее топливо советских атомных ледоколов, создавая немалую экологическую угрозу. Практические работы на судоремонтном заводе «Нерпа» начались в мае 2019 года, а подготовка к ним велась с 2015 года. НПФ «Сосны» изготовила комплекс оборудования для выгрузки ОЯТ из хранилища ПТБ «Лепсе», оборудование и транспортные чехлы для перевозки ОЯТ, оборудование и системы для обеспечения работы защитного укрытия, в котором выполняются работы. В 2018 году с участием наших специалистов были выполнены монтаж, наладка и испытания оборудования и систем, а также обучение и подготовка персонала ФГУП «Атомфлот» и судоремонтного завода «Нерпа» к выполнению работ по выгрузке ОЯТ. Утилизацию ПТБ «Лепсе» и вывоз ОЯТ на переработку планируется завершить в 2020 году.
Многолетний опыт организации перевозок радиоактивных материалов в рамках международной программы репатриации высокообогащенного топлива исследовательских реакторов российского происхождения (RRRFR) позволил нам принять участие в программе конверсии реакторов типа MNSR китайского производства. В 2017 и 2018 годах были выполнены перевозки высокообогащенного ОЯТ MNSR из Ганы и Нигерии.
Более десяти лет в кооперации с ОКБ «Гидропресс», ОКБМ Африкантов и другими предприятиями фирма успешно занимается изготовлением измерительных систем для бассейновых стендов инспекции и ремонта ТВС ВВЭР-1000. Стенды инспекции поставлены на Калининскую АЭС, АЭС «Темелин» (Чехия). В 2015–2017 гг. изготовлена, испытана и поставлена управляющая и измерительная аппаратура четырёх стендов инспекции для Ленинградской АЭС-2 и Нововоронежской АЭС-2, а в 2018-м – для двух новых энергоблоков Белорусской АЭС.
Среди актуальных современных задач НПФ «Сосны» – разработка облика заводов по изготовлению и переработке СНУП-топлива.
- Насколько, на Ваш взгляд, ваши работы востребованы в России и за рубежом?
- Ответить на этот вопрос однозначно не просто. Мы специализируемся на решении сложных и принципиально новых, ранее не решавшихся задач, поэтому в России спрос на наши услуги пока есть. Задачи эти постоянно меняются, вместе с ними изменяемся и мы; с повышением сложности задач приходится повышать свои знания, квалификацию, компетенции. При этом основное внимание мы обращаем, во-первых, на импортозамещение, во-вторых – на разработку и изготовление нового, не имеющего аналогов в мире оборудования или технологий. В качестве примера импортозамещения можно привести инертные камеры и боксы, а также силовые и копирующие манипуляторы; к абсолютно новому оборудованию можно отнести установки синтеза и спекания СНУП-топлива, промышленный волоксидатор ОЯТ ВВЭР-1000, скоростные жидкостные центрифуги, радиохимические жидкостные насосы. Новые, не применявшиеся ранее технологии обращения с ОЯТ были разработаны при выполнении работ по разборке бака с разрушившимися ОТВС ВВЭР-440 на АЭС «Пакш» и работ по выгрузке ОЯТ из хранилища ПТБ «Лепсе».
- Каковы особенности и уникальные сложности российского и международного атомного рынка? Какие специфические проблемы приходится решать?
- Все наши работы несут в себе информацию, не предназначенную для широкого распространения и, как правило, для передачи за рубеж требуются лицензии. Это означает, что, с одной стороны, другие страны не очень хотят нас нанимать и делиться с нами закрытой информацией, а с другой стороны, Россия неохотно дает разрешение на поставку за рубеж наших технологий и оборудования. Это вопрос скорее не экономики, а политики. Когда, например, в связи с реальной угрозой терроризма правительства разных стран решили вернуть высокообогащенное топливо исследовательских реакторов в страны происхождения, мы этим занимались около 15 лет по контрактам с США. В итоге вернули практически все топливо в Россию и Китай.
Мы получили разрешение на поставку в Китай контейнера для перевозки ОЯТ легководных реакторов и сейчас изготавливаем такой контейнер. Все остальное оборудование достаточно сложно поставлять за рубеж по нескольким причинам. Как уже сказано, все оборудование, которое мы производим, подлежит экспортному контролю. А, кроме того, оно производится в единичных экземплярах и, следовательно, вначале должно пройти опытную эксплуатацию в России, чтобы стать референтным. Вот это и есть наша ближайшая задача.
Мы очень хотим запустить какое-нибудь оборудование в серию. Сложность в том, что этого хотят все. А рынок в стране на наше оборудование очень мал. Например, печь спекания топлива вряд ли потребуется в ближайшие 10 лет. Это означает, что серия такого оборудования может быть реализована только при условии выхода на международный рынок, что сделать без участия и, более того, помощи государства невозможно. Несмотря на все сложности, мы не оставляем попыток организовать серийное производство некоторых узлов оборудования, используемого в ядерной энергетике, и продолжаем разрабатывать новое уникальное оборудование и технологии.
Беседу вели Юлия Овчаренко и Дмитрий Косяков