Системы безопасности, предусмотренные на атомных ледоколах всех поколений, и многоступенчатая защита их реакторных установок практически исключают вероятность распространения радиации при пожаре на судне, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
Пожар на атомном ледоколе "Вайгач", который двигался из порта Дудинка в Мурманск, начался в 05.24 по местному времени (01.24 мск) в каютах, в 07.58 (03.58 мск) пожар был полностью потушен. Угрозы атомному реактору ледокола не было. Точные причины возгорания в настоящий момент устанавливаются. Предположительно, оно могло произойти из-за короткого замыкания электропроводки из-за большого количества подключенных электроприборов в каюте второго механика.
В результате пожара погибли два человека - Бажуков Павел Сергеевич, 1979 года рождения, и Морозов Валентин Алексеевич, 1956 года рождения. Пострадал Шевченко Алексей Дмитриевич, 1967 года рождения. Погибшие - дежурная смена экипажа.
Реакторная установка настолько прочно изолирована от всего судна бетонными перегородками, что любые пожары в любом месте судна не могут ей повредить. Ну, если пожар возник бы прямо в аппаратной (реакторном помещении - ред.), то реактор будет в опасности, но там возникновение огня исключено - попросту нечему гореть, - рассказал РИА Новости в четверг заместитель директора ЦКБ "Айсберг" Владимир Воробьев.
Он напомнил, что "Айсберг" спроектировал все атомные ледоколы в СССР, кроме "Таймыра" и "Вайгача", но в целом конструкция финских мелкоосадочных однореакторных атомоходов, проектировавшихся и строившихся в Финляндии, аналогична атомоходам типа "Арктика", как и системы безопасности.
"Мы по пожарам на атомных подлодках, произошедших в советское время, могли судить о том, что бывает с ядерной установкой судна во время пожара. Выгорало все, кроме реакторного помещения, реактор всегда оставался цел. На всех судах, к сожалению, бывают возгорания, но теперь системы пожаротушения очень современные. А в данном случае пожар в каютах к реакторной установке вообще никакого отношения не имеет", - отметил Воробьев.
Источник РИА Новости в Росатомфлоте рассказал, что на "Вайгаче", как и на других атомных ледоколах, есть различные системы пожаротушения, начиная от водяной пожарной магистрали и заканчивая системой объемного химического тушения, когда воздух в помещении при возгорании вытесняется фреоном или углекислым газом.
"Такая система объемного химического пожаротушения есть в машинном отделении, и в других помещениях, где есть горючие материалы. В бытовых помещениях применяется водяное и порошковое пожаротушение, везде есть огнетушители",
- пояснил собеседник агентства, уточнив, что возгорание на "Вайгаче" произошло на втором мостике ледокола.
Директор компании "Городской центр экспертиз" Александр Москаленко добавил, что возгорания на судах и достаточно часто возникают из-за обилия различных устройств, деталей, кабелей и проводов, собранных в одном, довольно ограниченном пространстве.
Локализация огня - главная задача моряков в таком случае. У них есть большой арсенал средств пожаротушения. Если говорить о реакторе, то он термо- и удароустойчив, внутри него такие температуры, каких ни одному пожару не достичь, - отметил он.
При этом угрозе огня не должны подвергаться основные системы, обеспечивающие и контролирующие работу реактора, подчеркнул эксперт. "Но в данном случае, при возгорании в каютах, таких угроз, видимо, не было", - сказал Москаленко.
По мнению директора Центра ядерной и радиационной безопасности (РЭСЦентра) Михаила Рылова, на атомном ледоколе есть все условия для того чтобы локализовать возгорание без ущерба для основных систем судна.
"Реакторная установка находится за несколькими барьерами, так что говорить о том, что на "Вайгаче" (может возникнуть) внештатная ситуация по радиационной обстановке из-за локального возгорания в каютах, попросту некорректно. Это бытовая трагедия, повлекшая гибель людей, но, с точки зрения эксплуатации ядерной энергетической установки, моряки никаких ошибок не допустили", - отметил Рылов.
С его мнением согласен и научный руководитель НПО "Радиевый институт" им. Хлопина Александр Римский-Корсаков.
"Реакторный отсек на ледоколе расположен далеко от кают экипажа. Вот пожар на АПЛ - это по-настоящему страшно, особенно когда лодка на глубине. Или на танкере с нефтепродуктами или со сжиженным газом. Для дизельного двигателя пожар гораздо страшнее, чем для атомного реактора", - подчеркнул Римский-Корсаков.
Атомный однореакторный ледокол "Вайгач" отличается уменьшенной осадкой 8,5 м. Судно было построено на финской судоверфи "Вяртсиля Морская Техника" по заказу Советского Союза в 1989 году и введено в строй в 1990 году. Силовая установка была смонтирована на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
Мощность "Вайгача" составляет 50 тысяч лошадиных сил и позволяет преодолевать непрерывным ходом на мелководье лед толщиной 1,77 м со средней скоростью 2 узла. Атомоход оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует налипанию на корпус битого льда и снега.
На его борту существуют все условия для долгой и бесперебойной работы в море. Атомоход может запасаться провизией у проходящих грузовых судов, питьевую воду на борту производят специальные установки.