Валентин Межевич, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике:
Если говорить о России, то авария на АЭС «Фукусима», произошедшая год назад вследствие разрушительного воздействия природной стихии, в общем и целом уже перестала оказывать сколько-нибудь существенное влияние на дальнейшее развитие атомной энергетики.
Об этом свидетельствуют и данные опроса, проведенного среди россиян в конце февраля «Левада-центром»: число сторонников атомной энергетики выросло и достигло примерно того же уровня, что мы наблюдали до аварии в Японии. Напомню, 29% россиян выступают сегодня за активное развитие атомной энергетики, 37% - за ее сохранение, в то время как в 2011 году, сразу после аварии, за активное развитие мирного атома высказались 22%, за сохранение – 30% опрошенных. Полагаю, что этот опрос лучше всего показывает: россияне не поддались нагнетаемой истерии, включив рациональные механизмы восприятия. Думаю, определенную роль тут сыграл как огромный опыт России в развитии мирного атома, так и своевременная информационная работа российских атомщиков, которые прошлой весной терпеливо, детально и по много раз рассказывали общественности, что именно происходит на японской аварийной АЭС и чем это грозит рядовым россиянам.
Очень важным фактором стало и то, что отечественная атомная отрасль не успокоилась, проведя разъяснительную работу: были предприняты серьезные усилия по проверке российских атомных станций на предмет их устойчивости к разным нештатным ситуациям. Участие международных инспекторов только повысило доверие к этим проверкам. Свое заключение выдал и Ростехнадзор, подтвердивший недавно безопасность российских АЭС.
Если же рассмотреть ситуацию в целом на планете, то остро вставший в прошлом году вопрос о перспективах атомной генерации лишний раз подчеркнул: на сегодняшний день нерационально отказываться от АЭС. Мы сейчас часто слышим о Германии, обладавшей прекрасно развитой атомной отраслью и не побоявшейся закрыть свои атомные станции. Однако я бы привел в пример другую страну – Бельгию. Как и немцы, бельгийцы планировали отказаться со временем от энергии с АЭС. И вот сейчас мы слышим от них такие заявления: Бельгия сможет отказаться от атомных станций только если это не приведет к резкому росту тарифов на электроэнергию и если будет достаточно мощностей, которые смогут компенсировать дефицит энергии после остановки атомных реакторов. То, что мы видим в сегодняшней европейской экономике, позволяет говорить о высокой степени рациональности бельгийского подхода. Энергия от альтернативных источников слишком дорога, чтобы говорить о возможности полной замены ископаемых видов топлива. Поэтому власти готовят общественное мнение к рациональному выбору, а не к каким-то поспешным решениям.