Михаил Ковальчук, директор НИЦ «Курчатовский институт»:
«Мы с вами должны понимать самый главный сегодняшний энергетический тренд. Мы говорили на дискуссии, что устойчивое развитие связано с достаточным производством энергии. И, поскольку мир развивается, все большие и большие части мира втягиваются в энергопотребление, энергии не хватает. И при этом безальтернативным продолжением развития углеводородной и гидроэнергетики является только атомная. Это любому человеку очевидно, поскольку альтернативные энергетики сегодня не могут пока решить тех проблем, которые решают с помощью углеводородной и атомной энергетики. Поэтому возникает вопрос о расширении атомной энергетики. Значит отсюда возникает вопрос резкого повышения безопасности атомной энергетики. Мы должны понимать, что любая технология опасна. Мы знаем, что такое техногенные катастрофы. Поэтому вопрос безопасности энергетических объектов, в первую очередь, атомных, поскольку идет речь о расширении сферы влияния атомной энергетики, стоит на первом месте.
В постчернобыльский период в нашей стране, в Курчатовском институте, в «Росатоме» огромное внимание уделялось повышению безопасности. У нас был создан Институт безопасности атомной энергетики. И я вам скажу, что на станциях, которые сейчас Россия строит в Куданкуламе, в Тайшане, в Индии, в Китае, впервые в мире используются ловушки для возможного улавливания наиболее опасной топливной части, чтобы избежать последствий, которые были в Чернобыле. Станции сегодня представляют собой сверхсложные, но сверхбезопасные объекты.
Но есть второй вопрос. Станции строим мы, строит Франция, строят Соединенные Штаты Америки. Каждый делает по-своему. Все станции имеют разный стандарт. И, с нашей точки зрения, давно возникла необходимость стандартизации. Если говорить, не обсуждая политические и экономические детали, то речь идет о следующем. Надо создать некий центр и создать единый проект атомных станций, каталог, начиная с десятков киловатт и заканчивая тысячами мегаватт мощности. Это должен быть каталог, который от имени всех разработчиков должен предлагаться потребителю. Тогда у нас все станции будут стандартизованы с точки зрения их обслуживания, вывода из эксплуатации, не приведи господь, аварии и так далее. Это очень важно.
В космосе, мы с вами это прошли, сначала был полет «Союз-Аполлон», где был общий стандарт, наши корабли, мы их строили. А теперь есть международная космическая станция, которая построена всеми вместе, все туда летают, американские, наши, европейские корабли, стыкуются. Надо такие шаги начинать делать в атомной энергетике. Это один путь. А второй путь – это режим нераспространения, поскольку речь идет об опасных технологиях двойного применения, с точки зрения терроризма, войны и так далее».