С 1 января 2013 года Россия вступила в Агентство по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (OECD/NEA). В рамках форума «АтомЭко – 2013» своим видением сотрудничества Агентства и «Росатома» поделился член Технического комитета OECD/NEA по обращению с РАО – и.о. директора Центра по обращению с ОЯТ, РАО и выводу ЯРОО из эксплуатации ВНИИНМ им. А.А. Бочвара Леонид Суханов:
В настоящее время присоединение Российской Федерации к деятельности Агентства осуществляется в основном путем направления экспертов и специалистов в комитеты и рабочие группы Агентства.
В частности, в Технический комитет по обращению с РАО Агентства в качестве представителя России включён Ваш покорный слуга и применительно к этому комитету я предполагаю следующую последовательность организации сотрудничества с Агентством по тематике обращения с ОЯТ и вывода из эксплуатации.
Первый этап вовлечения российских экспертов в работу комитета я бы назвал организационно-ознакомительным. В его рамках необходимо сделать следующие шаги:
- Ввод в базу данных Агентства информации России по тематике работы комитета (обращение с РАО и ВЭ ЯРОО) в виде двух формализованных документов – «National Report» и «National Profil». Сейчас решением руководства «Росатома» формируется рабочая группа, ответственная за обеспечение сотрудничества между Агентством и Госкорпорацией по данной тематике. Первым результатом работы группы станет подготовка указанных документов, я надеюсь, в течение ближайших 2-3 месяцев.
- Взаимное ознакомление экспертов Росатома и Агентства с основ¬ными проектами и нормативными документами в области обраще¬ния с РАО и ВЭ ЯРОО, реализуемыми в странах-участницах NEA и России.
- Перевод на русский язык документов Агентства, в первую очередь глоссариев, содержащих основные понятия и аннотаций (flayers) направлений работы комитетов NEA, чтобы как можно больше российских экспертов могло с ними ознакомиться.
- По итогам ознакомления с деятельностью агентства – инициация предложений по участию России в имеющихся или формированию новых совместных проектов.
ВТОРОЙ этап, назову его этапом становления сотрудничества, должен включать, как минимум:
- Полноценное участие представителей России в мероприятиях Агентства;
- Подготовку и принятие программы сотрудничества между Россией и NEA с указанием конкретных мероприятий, представ¬ляющих обоюдный интерес;
- Организацию совместимых баз данных по тематикам обращения с РАО и ВЭ ЯРОО;
- Создание условий для обмена знаниями и информацией о передовом опыте;
- Мероприятия по гармонизации подходов, форм работы, базовых понятий, нормативной документации и т.д.
В дальнейшем видны перспективы и коммерческого сотрудничества по реализации отдельных проектов, имеющих конечный практический результат - создание оборудования или объектов.
Полагаю, что аналогичные мероприятия могут проводиться и в других комитетах или рабочих группах, куда включены российские представители.