Иран постепенно продвигается вперёд в своей ядерной программе, но время для поиска дипломатического решения иранского кризиса всё ещё есть. Об этом в интервью "Reuters" заявил ушедший в отставку глава департамента по гарантиям МАГАТЭ Олли Хейнонен.
Он описал текущий прогресс иранцев как "медленный, но неуклонный" и отметил, что Иран не достиг стадии промышленного производства в сфере обогащения урана.
"Тем не менее, время уходит", - добавил Хейнонен. "Они добиваются успехов, но время для компромисса ещё остаётся".
Только сами иранцы могут знать, какие цели преследует Иран в своей ядерной программе. "Они могут развивать её из соображений престижа, для обеспечения своей безопасности, чтобы стать региональным игроком… Это комплексный вопрос. Это (иранская программа по ЯТЦ) не предназначается только, скажем, для ядерного оружия или для производства топлива для Бушерской АЭС", - сказал Хейнонен.
Бывший глава международных атомных инспекторов, покинувший МАГАТЭ в августе этого года по соображениям личного характера, скептически оценил слухи о некоей "иранской" или "бушерской" направленности компьютерного вируса "Stuxnet".
Вирус был обнаружен не только в Иране, но и в других странах. "Трудно поверить" в то, что его написали для удара по Ирану - Натанзу или Бушеру. "Это всё спекуляции, до тех пор, пока не будут вскрыты реальные факты", - сказал Хейнонен.
Он уклонился от прямого ответа на вопрос, не установило ли МАГАТЭ факты саботажа в Натанзе: "Я не думаю, что у нас есть достаточно технических доказательств, чтобы мы могли сказать - да, саботаж был, или нет, саботажа не было".
Он обратил внимание, однако, что месячная производительность центрифуг в Натанзе сохраняется на стабильном уровне: "Допустим, что часть центрифуг отказала. Но это означает, что остальные стали работать лучше".