Новый раунд переговоров российского руководства и еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера прошел в Москве в начале ноября на фоне важных по европейским масштабам событий: Европейская комиссия представила Европарламенту и Совету ЕС обновлённую энергетическую стратегию до 2020-го года.
Главный аналитик Московского международного энергетического форума "ТЭК России в XXI веке" Александр Епишов так прокомментировал результаты встречи еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера с российским вице-премьером Игорем Сечиным.
- В апреле 2010-го года Гюнтер Эттингер впервые приехал в Россию для проведения переговоров с российским руководством по перспективам развития энергодиалога "Россия - ЕС". Тогда он встретился с главой "Газпрома" А.Миллером, выступил на пленарной дискуссии на Московском международном энергетическом форуме (ММЭФ) "ТЭК России в XXI веке", в рамках форума провёл переговоры с министром энергетики РФ С.Шматко, присутствовал на официальном открытии строительства морского участка газопровода "Северный поток".
Россия стала первой страной, не входящей в ЕС, которую посетил новый еврокомиссар. Этот факт стал своеобразным подтверждением адекватного восприятия России со стороны ЕС как ключевого стратегического партнёра по обеспечению европейской энергетической безопасности. Речь Г.Эттингера на ММЭФ- 2010 была исключительно позитивной, в каждой строчке выступления звучала тема важности энергетических отношений с Россией и готовности Евросоюза обсуждать существующие в международной энергетике проблемы с учётом новых подходов.
С тех пор прошло шесть месяцев, и этого времени вполне достаточно, чтобы начать превращать намерения в реальные проекты и соглашения. Россия и Польша подписали соглашение об условиях экспорта и транзита газа на период до 2022-го года. Болгария и Россия пришли к компромиссу по проекту "Южный поток". Туркмения в очередной раз подтвердила свою приверженность решению вопросов Каспия только с участием и с учётом мнения всех прикаспийских государств - это фактически означает невозможность строительства подводного газопровода через Каспий в направлении "Восток - Запад" без разрешения России.
В геополитическом и геостратегическом плане позиции России на энергетическом рынке ЕС выглядят, казалось бы, вполне убедительными и достаточно сильными.
Но на европейском рынке Россия имеет и серьёзные риски, и значительные неопределённости.
Во-первых, новое энергетическое законодательство ЕС значительно ослабляет позиции российских компаний, прежде всего "Газпрома". Очевидно, что до тех пор, пока "Газпром" будет оставаться в том виде, в каком он существует сегодня с точки зрения корпоративной структуры и монопольных позиций на рынке, его участие в распределительном рынке ЕС невозможно.
Во-вторых, начавшиеся изменения глобального газового рынка и всех его составляющих (сжиженный природный газ, газ из нетрадиционных источников, спотовый рынок и др.) в той или иной степени подрывают сложившуюся систему долгосрочных контрактов.
В-третьих, европейский газовый рынок после кризисного сжатия поднимается не так быстро, как хотелось бы "Газпрому".
В-четвертых, газопровод "Набукко" имеет статус приоритетного для ЕС. И это несмотря на то, что сегодня его сырьевая база вызывает много вопросов: очевидно, что газ из Азербайджана, а в скором времени, вполне возможно, и из Ирака пойдёт в Европу без участия России. Нельзя исключать и участие в этом проекте Туркмении, - ведь газ можно транспортировать через Каспийское море в виде сжиженного природного газа.
И, наконец, с высоких международных трибун всё чаще звучат предложения отделить ценообразование на газ от связи с ценами на нефтяные продукты. Последствия развития такого сценария для России - тема отдельного анализа и комментария.
Таким образом, как всегда и бывает в большой политике, - а то, что энергетика является ключевой темой международной повестки дня в большой политике для всех очевидно, - ситуация является сложной и противоречивой. Главным источником противоречий является "Третий энергетический пакет", и пока непонятно, как Россия и ЕС будут преодолевать последствия его принятия.
Возвращаясь к последнему визиту Г.Эттингера, можно констатировать, что отсутствие стратегического компромисса между Россией и ЕС в энергетической сфере сегодня не устраивает никого. Очевидно также, что ЕС не может не учитывать сложившиеся реалии, - без участия России (причём на взаимовыгодной основе) решить задачу обеспечения Европы энергоресурсами невозможно.
Именно поэтому Еврокомиссия пытается балансировать на грани существующих противоречий. С одной стороны, ЕС продвигает явно политизированное новое европейское энергетическое законодательство или поддерживает явно неудачный с точки зрения экономической эффективности проект "Набукко". С другой стороны, делает новые комплименты в адрес ТЭК России, раздавая новые обещания о содействии развитию российских энергетических проектов в Европе, приглашая Россию к участию в разработке новой "Энергетической дорожной карты ЕС до 2050-го года".
Очень хотелось бы, чтобы эта сложная практическая политика ЕС наконец-то обрела прагматический характер. В новом глобальном мире политика не может быть эффективной, если за ней нет эффективной экономики.
Для Евросоюза наступает момент истины: либо ЕС реально переводит характер отношений с Россией из политической плоскости в экономическую, с реальной взаимной выгодой для обеих сторон, либо клубок проблем и противоречий будет разрастаться, и это уже может действительно поставить под угрозу европейскую энергетическую безопасность.