Чернобыльское законодательство необходимо изменить с учетом реальной обстановки на загрязненных территориях, считает директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ РАН), член корреспондент РАН Леонид Большов.
"Как бы это не было трудно, надо менять чернобыльское законодательство", - сказал Большов, выступая в понедельник на Международной конференции "Уроки Чернобыля: аспекты безопасности и экологии" в Киеве.
По его словам, результаты исследований свидетельствуют об ограниченном характере медицинских последствий чернобыльской катастрофы. В частности, доля радиационно-обусловленных среди всех онкологических заболеваний для ликвидаторов ЧАЭС составляет 3%. Также радиацией обусловлены 134 случая острой лучевой болезни у пожарных и работников Чернобыльской АЭС, до 40% из 748 случаев рака щитовидной железы у детей на момент аварии, выявленных в четырех областях России, примерно 20 из 115 случаев рака щитовидной железы у ликвидаторов, до 80 смертельных лейкозов из 198 зарегистрированных среди ликвидаторов.
Приведя эти цифры Большов отметил, что эти последствия можно было бы уменьшить, если бы вовремя была проведена йодная профилактика и если бы количество ликвидаторов было ограничено.
"Раз за эти 25 лет мы достигли понимания, что медицинские последствия Чернобыля ограничены, в разных кругах возникало желание прекратить вообще чернобыльские программы, прекратить выплаты пострадавшим людям. Мы считаем, что это неправильно, все выплаты и все льготы нужно продолжать, но нужно исключить радиационную привязку", - сказал Большов.
В беседе с корреспондентом РИА Новости он пояснил, что сегодня так называемый "чернобыльский закон" 1991 года определял, что территории с загрязненностью выше одного кюри на квадратный километр являются загрязненными территориями, а люди, которые на них проживают, являются пострадавшими от Чернобыльской аварии.
"Сегодня видно, что на этих территориях радиация, и за счет мероприятий, за счет естественных процессов, составляет минимальные величины, которые никоим образом на здоровье повлиять не могут", - отметил директор ИБРАЭ РАН.
Однако, по его словам, никто не хочет отказаться от действующей системы льгот для пострадавших и соответствующего финансирования, которые связываются с уровнем радиации.
"И наше предложение состоит в том..., чтобы сохранить выплаты, которые были обозначены этим законом, поскольку действительно люди пострадали, перепугали их ..., но чтобы эти выплаты были бы связаны только с самим фактом нахождения на этих территориях в течение всего этого времени, а ни коим образом не были бы связаны с наличием радиации. Радиации там уже нет", - сказал Большов, добавив, что речь идет о большей части загрязненных территорий.
В то же время Большов подчеркнул, что необходимо продолжать работу по выяснению медицинских последствий аварии на ЧАЭС, уточнять дозы, и меры радиационной защиты необходимо концентрировать на ограниченных территориях, там, где это действительно необходимо.